Вчера в Москве открылась ежегодная выставка "Издательский бизнес/Publishing Expo". Уже в четвертый раз представители всех секторов медиабизнеса собрались вместе, чтобы поделиться своими достижениями и обсудить проблемы, стоящие перед отраслью.
Профессиональный форум издателей, проходящий в формате "бизнес для бизнеса", год от года становится все обширнее и представительней. В этом году организаторы выставки - Гильдия издателей периодической печати при поддержке Роспечати, Комитета ТПП по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания и Национального координационного совета прессы - собрали в Центре международной торговли более 2500 специалистов в индустрии печатных СМИ. Это представители издательских компаний, типографий, IT-компаний, информационных агентств, распространителей, консалтинговых и исследовательских компаний и отраслевых объединений.
Несмотря на то что выставка является сугубо отраслевым бизнес-мероприятием, государство и власть с каждым годом проявляют к ней все больше интереса. Так, нынешний форум открывал глава министерства связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Новый министр нового министерства говорил не столько о профессиональных проблемах отрасли, сколько о "политической" составляющей этого бизнеса. По его мнению, сегодня время требует прочной связки образа и сигнала информации с каналами ее распространения: "Когда мы развиваем инфоркоммуникационные и медийные технологии, это гарантия свободы слова. В наших условиях она обеспечена потоком информации, помноженным на технологии XXI века". Время любых форм цензуры прошло, а с развитием новых технологий ее осуществление становится весьма затруднительным. Министр уверен, что широкий доступ в Интернет и цифровые технологии обеспечивают свободу слова "лучше, чем закон или поправки в Конституцию. Хочешь сделать прессу свободной - предложи ей широкую технологическую платформу". Щеголев констатировал, что борьба за свободу слова в России закончена, и сегодня эпоха отстаивания свободы слова переходит в эпоху отстаивания качества этого слова: "Задача государства - позаботиться о развитии справедливой конкуренции, поддержке российского бизнеса, его выхода на внешний рынок. Вместе с этим пора подумать о воспитании новых квалифицированных кадров, ограждении их от коррупционного и административного давления, об укреплении этических и профессиональных норм, об эффективности социальной рекламы, о защите прав законопослушных граждан и несовершеннолетних граждан, о борьбе с пропагандой насилия и экстремизма".
Отрасль печатных СМИ демонстрирует высокие темпы роста и инвестиционную привлекательность, и именно состояние средств массовой информации, по мнению главы минкомсвязи, является главным показателем информационного здоровья страны.
Фактически речь Щеголева стала превентивным ответом следующему докладчику - генеральному директору Всемирной газетной ассоциации Тимоти Болдингу, который не разделяет оптимистичный настрой министра. Болдинг обрушил на российские средства массовой информации целый шквал критики. "Доверие к вашим газетам чрезвычайно низкое, и оно оставалось таким на протяжении многих лет. В других странах наблюдается быстрый рост числа периодических изданий. В России не так", - заявил он. По словам Болдинга, российский читатель в среднем читает газету девять минут, прочитывая только заголовки: "Это меньше, чем во всем мире. Например, в Турции читатели тратят на прочтение газеты 57 минут. Только 9% россиян читает ежедневные газеты. При этом в Швеции 90% граждан читают газеты". Досталось от Болдинга не только российским СМИ, но и российским читателям. Болдинг обвинил их в нежелании выбирать и думать:"В соответствии с французским исследованием, которое было опубликовано на прошлой неделе, практически 60% граждан России хотят госцензуру на печать. Возможно, это означает несколько вещей. Россияне не могут пережить то, что им предложит газета, а может быть, они хотят, чтобы государство решало, что им читать". Стоит заметить, что эмоциональные обвинения в адрес россиян главы Всемирной газетной ассоциации, пожалуй, не совсем справедливы и основаны на не слишком проверенных фактах. Согласно опросу социологических служб россияне категорически не желают государственной политической цензуры. Единственное, в чем они выступают за контроль государства над СМИ, так это за введение госограничений при распространении порнопродукции и демонстрации сцен насилия.
Да и с оценкой Болдинга роста газетно-журнального рынка России трудно согласиться. Рынок печатных СМИ в нашей стране показывает очень хорошую динамику, а сама медиаиндустрия является одним из самых инвестиционно-привлекательных секторов отечественной экономики. Об этом свидетельствуют данные ежегодного доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям "Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития" - 2008 год, который чуть позже на форуме представил глава Роспечати Михаил Сеславинский. В докладе на основе большого фактического материала обстоятельно анализируются итоги развития российского рынка периодической печати в 2007 - начале 2008 годов, содержатся выводы и прогнозы на будущее. Так, за этот период выросло и число печатных СМИ, капитализация медийных компаний, их доходы от рекламы и реализации тиражей. Оставалась высокой и инвестиционная активность. Эксперты считают, что участники этого рынка перекрыли показатели прошлого года, инвестировав в него не менее 96 млрд руб. против 60 млрд руб. в прошлом году.
Однако оппонирование Болдингу при помощи официальных цифр Михаил Сеславинский отложил до презентации доклада, а сразу после выступления президента WAN глава Роспечати попытался убедить критика историческими аргументами. "Когда супруга Ленина Надежда Крупская начинала в 20-х годах борьбу с неграмотностью, она говорила о том, что российские читатели читают газету медленнее, чем турецкие. В этом плане меня радует, что теперь они читают быстрее. Но, конечно, огорчает, что они меньше читают газет, чем в Швеции. Но нужно учитывать, что подавляющее большинство граждан России имеют бесплатный доступ к 10-15 телевизионным каналам, а в Швеции до наступления технической революции граждане имели доступ только к четырем-пяти. В этом смысле газетам с телевидением конкурировать тяжело. Десятки тысяч газет и журналов, которые выходят в России, создают хорошую конкурентную среду".
Игорь Щеголев, со своей стороны, тоже не оставил без внимания выступление Болдинга. После церемонии открытия он заявил, что "этот упрек главы Всемирной газетной ассоциации адресован не государству, а профессиональным издателям".
Проблемы, озвученные Болдингом, как и многие другие, участники форума будут обсуждать в течение трех дней. Программа мероприятия включает ряд семинаров и дискуссий, основные темы которых посвящены современным тенденциям в бизнесе печатных СМИ, перспективе его развития до 2020 года, а также развитию издательского бизнеса в регионах, современным технологиям распространения, продвижению интернет-проектов и информационной безопасности в Интернете.