Россия и Белоруссия совместно наведут порядок на дорогах
В ТОМ, что эти ведомства давно и плодотворно сотрудничают, нет ничего удивительного. Наши страны - соседи, у нас схожие правовые системы, наши граждане свободно пересекают "прозрачную" границу, нас связывают многие километры важнейших транзитных автомобильных магистралей. Особенно активно взаимодействуют приграничные районы, где уже систематически проводятся рабочие встречи руководителей, ведется ежедневная кропотливая работа по предупреждению преступлений в сфере транспортировки наркотиков и контрабанды оружия, незаконной миграции, перевозки безакцизной продукции.
Автомобильные инспекторы приграничья обмениваются информацией по угнанным транспортным средствам, вместе ищут водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортных происшествий. Только нынешней весной УГАИ УВД Могилевского облисполкома и УГИБДД Смоленской области обменялись рабочими визитами, съездили друг к другу на конкурсы профессионального мастерства. То же самое можно сказать о Смоленской и Витебской областях. Юные инспектора дорожного движения из Гомеля побывали на конкурсе "Безопасное колесо-2008", проходившем в Брянске. Чтобы обсудить актуальные вопросы совместной работы, на прошлой неделе начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов и начальник управления госавтоинспекции МВД Беларуси Александр Менделев вместе с подчиненными из приграничных регионов провели семинар-совещание в Полоцке.
- В последние два года все наши усилия были направлены на снижение травматизма и смертности на дорогах, - рассказал генерал-лейтенант Кирьянов. - Только за 2007 год парк автомобилей в России вырос на 2,8 миллиона единиц, но при этом благодаря федеральной целевой программе, рассчитанной до 2012 года, нам удалось сдержать лавину дорожных происшествий. Если взять статистику первой половины нынешнего года, количество погибших на дорогах уменьшилось на 10 процентов по сравнению с 2004 годом, который рассматривается федеральной программой как базовый.
В сложившейся ситуации главный государственный инспектор безопасности дорожного движения России указал на проблемы, требующие незамедлительного решения. Это развитие придорожного сервиса и увеличение количества станций техобслуживания (особенно в больших городах), строительство дорожных развязок, призванных справиться с пробками, а также совершенствование системы подготовки молодых водителей. Все это в большей или меньшей степени волнует и его белорусских коллег. А вот у присутствующих журналистов особый интерес вызвала новинка, начавшая действовать на российских дорогах с 1 июля нынешнего года: возможность привлечения владельца транспортного средства к административной ответственности на основе видеофиксации. Получил по почте фото и, будь добр, заплати штраф.
- Мы не скрываем, что камеры установлены в очагах наибольшей аварийности: в Москве, Московской области, Краснодарском крае и Татарстане, - говорит В. Кирьянов. - Однако основная задача сейчас - не оштрафовать как можно большее количество водителей, а снизить количество дорожных происшествий в этих местах. И, по предварительным данным, где-то оно уже уменьшилось в 2 раза по сравнению с первыми днями. Процесс это сложный, болезненный, который и в Европе не проходил гладко, поэтому, если появляются спорные моменты, пока мы даже готовы трактовать их в пользу участников дорожного движения.
Видеофиксация для белорусских дорог - не новинка. В настоящее время внедрить полный аналог российского варианта в Беларуси невозможно из-за разных законодательств, хотя, по словам Александра Менделева, в будущем, когда появится такая необходимость, его ведомство обязательно обратится к опыту российских коллег.
- В последнее время мы существенно ужесточили законодательство в отношении пьяных водителей, - рассказал А. Менделев. - К ним, например, применяется административный арест, а при повторном появлении за рулем в пьяном виде в течение года административная ответственность трансформируется в уголовную. Сейчас в Беларуси мы собираемся ввести балльную систему учета нарушений, похожую на ту, которая действовала в СССР до 1989 года. На наш взгляд, это позволит выявить особо злостных нарушителей правил, а также изменить отношение участников движения к требованиям ПДД.
Кроме того, белорусские и российские подразделения, занятые обеспечением безопасности дорожного движения, планируют создать единую систему информационного взаимодействия с организацией удаленного доступа к банкам данных. Это позволит эффективнее выявлять поддельные водительские удостоверения, свидетельства о регистрации транспортных средств, активнее искать людей, лишенных права садиться за руль, а также тех, кто находится в розыске на территории двух государств.
В. Кирьянов и А. Менделев уверены: для успешного взаимодействия у их ведомств резервов предостаточно. Об итогах встречи в Полоцке они намерены доложить своим министрам.
Сергей Голесник
ПОЛОЦК