В Москве появились необычные стоянки для машин

Парковка в дефиците. Возьмем ту же столицу. Здесь как в зеркале отражаются все те проблемы с машино-местами, которые скоро захлестнут все крупные и мелкие города России.

Московский район Бескудниково. Уже несколько лет район, как говорят, "преображается": новые многоэтажки вытесняют старые "хрущобы". Но жителям от этого только хуже - все труднее и труднее выехать из родного района в город и вернуться назад. Запарковаться же после работы у родного подъезда вообще сродни подвигу. Поэтому, когда мой приятель Юра из соседнего микрорайона похвастался, что купил за "какие-то" 20 тысяч рублей постоянное место рядом с домом, я просто не поверил и отправился посмотреть на чудо.

Ракушки побеждены?

- Посмотри, - показывает Юра на небольшую территорию, поросшую густым зеленым газоном, - вот шлагбаум, открывается с моего пульта, а вот - мое персональное место. Плачу 400 рублей в месяц и в любое время дня и ночи имею гарантированную стоянку.

- Но ведь это обычный газон? - всмотревшись, удивился я.

- Нет, не газон, хотя с виду ничем не отличается.

Хитро придумано. На специальный травяной газон настелены пластиковые блоки-решетки, сквозь которые прорастает высокая трава. С виду обычный газон, но секрет в том, что машины не наносят вреда травяному покрову: корневая система газона находится у основания пластиковых решеток и не укатывается колесами.

- Летом управа ухаживает за травяным покровом, а зимой берет на себя еще и расчистку площадки от снега, - поясняет счастливый автовладелец.

- Это пока эксперимент, - пояснили мне в районной управе, - такие стоянки мы называем экопарковками. Создано уже несколько площадок, на которых люди покупают себе машино-места.

Ну что же, красиво! Одна проблема, она же и главная: если даже превратить все городские дворы в экопарковки, то все равно места не хватит. Мест нужно, по самым приблизительным подсчетам, раз в пятнадцать больше.

Все выше и выше

Искать новые виды парковок в Москве заставляет сама жизнь: минимальная стоимость места в так называемых народных гаражах стала равняться стоимости еще одного автомобиля. А дешевле никак нельзя - невыгодно инвесторам и строителям. Потому в планах градостроителей появились так называемые механизированные автостоянки.

Что представляет собой механизированная автостоянка элеваторного (или карусельного) типа? В центре столицы такую можно посмотреть на Тверской-Ямской улице. Была такая еще и на Красной Пресне, но демонтировали: мол, мешала строительству бизнес-центра.

Вот одна, совсем новая, в Северном административном округе, который уже порадовал экопарковками. "Карусель" построило одно из московских предприятий на Вятской улице - у себя во дворе.

- В САО сейчас около 300 тысяч автомобилей, и количество их растет ежедневно, - рассказывает префект Северного округа столицы Юрий Хардиков. - Глобального рецепта пока что нет, но вариант механических парковок - один из самых перспективных.

Еще одну "карусель" мы отыскали в Люберцах.

Модуль-автостоянка представляет собой металлическую конструкцию, действительно отдаленно напоминающую детскую карусель высотой около 12 метров. На ступеньках размещается несколько автомобилей. Огромный плюс в том, что вся "карусель" занимает площадку, равную примерно двум парковочным местам.

Появился владелец одной из ступеней, и я попросил его продемонстрировать работу автостоянки. Он охотно согласился.

- В пользовании проще, чем даже гараж, - начал обладатель машино-места. - Требуется лишь по желобу заехать на площадку, запереть автомобиль и запустить карусель с помощью магнитной карточки. Платформа поднимет машину вверх, подставив свободную ячейку следующему желающему.

Весь процесс у Сергея занял минуты три.

Я поинтересовался стоимостью такого гаража.

Вот тут Сергей поморщился, как от лимона:

- Дорого...

- А все-таки?

Сергей, чуть помявшись, называет сумму:

- Десять тысяч долларов плюс ежемесячная оплата за электричество и обслуживание...

Немало...

Отчего инвесторы морщат носы

В России разработками механизированных автостоянок занимается Тушинский машиностроительный завод. Несмотря на то что завод изготовил уже множество модификаций "каруселей", директор управления завода Юрий Матвейкин считает: главный недостаток - высокая цена машино-места. К примеру, срок окупаемости высотных автостоянок, по его словам, составляет три-четыре года, что для нашего инвестора много.

- Мы работаем над удешевлением проектов, - говорит он. - А чтобы дело пошло лучше, считаю, что механизированные автостоянки надо как можно шире пропагандировать среди застройщиков, архитекторов и строителей взамен индивидуальных "ракушек" и "пеналов". Необходима также поддержка городских правительств.

А пока "автокаруселей" даже в столице единицы, не говоря уж о других городах России. Есть в этом и особенность нашего национального менталитета: пока гораздо проще бросить машину на тротуаре или на газоне, чем купить за 10 тысяч долларов место на "карусели"... А строить механизированные парковки за счет города - дорого.

Вот и выходит, что такие парковки - удел немногочисленных состоятельных и активных людей. Договариваются, например, человек восемь-десять (по количеству мест на "карусели"), скидываются и покупают паркинг. И никакой головной боли с поиском "пятачка" для своего автомобиля.

А как у них?

Купил машину - покажи гараж

В Японии автомобиль не регистрируется в автоинспекции, если его владелец не предоставит свидетельство о приобретении места в стационарном паркинге.

В Европе стоимость места в паркинге составляет примерно 30-40 процентов от стоимости автомобиля. В Москве доходит до 100 процентов, а в центре - еще дороже.