01.10.2008 09:40

Московское бремя

К ликвидации автомобильных пробок в столице и Московской области подключилось правительство РФ

До 2015 года в развитие транспортной сети столицы и Московской области вложат более 4 триллионов рублей.

На что будут потрачены эти деньги, вчера обсуждали на расширенном выездном заседании коллегии минтранса в подмосковном городе Мытищи.

Пропускная способность дорог Московского региона практически исчерпана. Это может привести к сбою в жизни крупного мегаполиса и вызвать настоящий транспортный коллапс в центре России, заявил вице-премьер Сергей Иванов.

И отметил необходимость принятия программы развития московского транспортного комплекса, о которой, собственно, и шла речь на заседании. Сергей Иванов предложил подключить к ней "спящие деньги" Пенсионного фонда и привлечь средства с помощью дорожных облигаций.

По словам вице-премьера, московский транспортный узел превратился сейчас в пункт концентрации мощных грузовых и пассажирских потоков и не в состоянии обеспечивать всевозрастающий спрос на транспортные услуги. И необходимо оперативно принимать меры, чтобы окончательно не выпустить ситуацию из-под контроля. Причем сделать это нужно так, подчеркнул Иванов, чтобы, с одной стороны, учесть интересы федерального центра, а с другой - сопоставить с перспективными планами развития столичного региона.

По словам вице-премьера, средняя скорость движения автотранспорта в Москве - 27 километров в час. В метро - 41,3, а по железной дороге - 40 километров в час. Если на дорогах виной всему пробки, то низкую скорость на железной дороге Иванов объясняет плохой оборудованностью пешеходных переходов, и естественно, из-за этого снижается скорость движения. Доля счастливцев в столице, которая тратит менее 50 минут на поездку до работы, по данным Иванова, составит 35 процентов. Остальные вынуждены терять, по статистике, в среднем 65 минут. То есть более часа. При этом пользователей общественного транспорта в городе ежегодно 10 миллиардов. Что касается авиасообщений, то московский транспортный узел перевозит четверть всех пассажиров, 40 процентов грузовых перевозок страны, вице-премьер это объясняет слабой развитостью регионального сообщения. Вице-премьера также поразило, что в Москве большая концентрация таможенных постов. "Даже племенной скот растаможивают в Московском регионе".

Что касается обсуждаемой программы, то решение транспортной проблемы выходит за рамки двух регионов. Лишь комплексный подход к решению имеющихся проблем позволит нам реализовать мощный столичный потенциал. И создать благоприятные условия для проживания населения и работы бизнеса. Для всей страны Московский регион должен стать примером оптимальной организации транспортной системы и взаимоувязанного развития города и области. Иванов надеется, что опыт разработки подобных программ будет распространен и на другие субъекты Федерации, где остро стоят транспортные проблемы. В случае реализации программы будет сделан уникальный шаг по взаимоувязыванию Москвы и области. Иванов предложил подумать о проведении единой социально-экономической политики и согласовании градостроительных планов двух регионов. Он это обосновал тем, что в регионе сконцентрированы различные функции, возникают автомобильные пробки, ухудшается состояние окружающей среды, растут цены на недвижимость, увеличивается трудовая миграция. Все это негативно сказывается на качестве жизни граждан.

Для того чтобы реализовать транспортную программу, надо не упустить уникальный шанс для преобразования территории города и области, и здесь необходим единый градостроительный план развития, отметил Иванов.

В программе развития транспортного комплекса Московского региона предусмотрено из федерального бюджета выделить более двух триллионов рублей. Из казны Москвы и Московской области предполагается потратить более одного триллиона рублей, причем основная часть придется на бюджет столицы. После выполнения программы реконструкции автомобильных и железных дорог, водных путей, по оценкам экспертов, суммарный экономический эффект будет 7,2 триллиона рублей. То есть превысит затраты.

Вчера в Мытищах эти цифры звучали не раз на совместном выездном заседании коллегии минтранса с участием мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Московской области Бориса Громова. А до начала коллегии на Ярославском шоссе с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова была открыта развязка, которая связала город Королев, Мытищи и Ярославское шоссе.

По словам министра транспорта Игоря Левитина, до 2013 года планируется сделать Ярославское шоссе десятиполосным и довести его от города Мытищи до Центральной кольцевой автодороги. Игорь Шувалов внимательно ознакомился и с новшествами автодорожников на выставке перед администрацией города Мытищи. На коллегии минтранса его сменил вице-премьер Сергей Иванов.

Выступая на расширенном заседании коллегии, министр транспорта Игорь Левитин отметил, что проект программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2015 года уже прошел согласование в различных министерствах и ведомствах. По прогнозам минтранса, к 2015 году число автомобилей в Москве вырастет до 8 миллионов. Рост интенсивности движения прогнозируется 60-70 процентов. Вместе с тем и железная дорога в рамках города уже имеет проблемы по пропускной способности. По словам Левитина, экономические потери из-за пробок составляют 450 миллиардов рублей в год. Большие надежды возлагаются в минтрансе на формирование платных дорог, в том числе ЦКАД. В рамках московского авиаузла будет модернизирована сеть наземной и воздушной связи, что позволит увеличить объем перевозок через него в два раза.

Что касается парковок, то Левитин считает необходимым внести поправки в Налоговый кодекс по взиманию платы за стоянки и перечисление доходов в местные бюджеты. Для реализации московской программы министр посчитал необходимым создать координационный совет с участием заинтересованных министерств, глав регионов.

Губернатор Московской области Борис Громов отметил важность программы и возложил большие надежды на ЦКАД. Московская область планирует создать промышленные округа, точки роста экономики рядом с этой платной дорогой. Это позволит сократить трудовую миграцию в Москву, положительно скажется на транспортной обстановке, считает губернатор. Так же он предложил построить дублер дороги М-7 "Волга" с продолжением по Владимирской области. И обратился к Росавтодору с просьбой стать заказчиком этого проекта.

В свою очередь мэр Москвы Юрий Лужков подчеркнул кризисный характер обстановки в московском транспортном узле и отметил, что этого могло бы и не произойти, если бы в 1994 году не был ликвидирован Дорожный фонд. По словам Лужкова, и в этот раз минфин может ставить "палки в колеса программы", если не будут найдены дополнительные средства. Город не может изыскивать деньги за счет инвесторов, так как в пределах города платные дороги невозможны. Однако саму программу можно отнести к наиболее удачным документам, которые рождались в министерствах и ведомствах, отметил Лужков. Он предложил разработать аналогичную, по выведению таможенных пунктов и складских помещений за пределы города. Поднимая вопрос о метрополитене, он поддержал министра транспорта Игоря Левитина и отметил, что Москва сейчас способна построить 42 километра новых линий, а необходимо 120-130. Однако до 2011 года в проекте федерального бюджета объем на строительство метро в целом по России не определен. Лужков упомянул о том, что развивать метро нужно не только Москве, но и Санкт-Петербургу, имеющему такие же проблемы. Он резко выступил против появления платной трассы Санкт-Петербург - Москва. Если не принять меры и не выделить необходимые деньги для развития транспортной системы столицы и близлежащих регионов, то введение в строй платной дороги остановит движение на 20 километрах МКАДа, констатировал мэр. То же самое будет по западному направлению. Он в очередной раз обратился к минфину для решения вопроса выделения дополнительных средств на эти задачи.