30.10.2008 04:22
    Поделиться

    Частные охотничьи угодья появляются в регионах Урала

    С 1 января 2008 года все полномочия по управлению охотничьим хозяйством, ранее осуществлявшиеся Россельхознадзором, пере­шли в ведение субъектов Федерации. Регионы самостоятельно формируют политику в отношении охотугодий. Чей подход окажется более эффективным, пытался выяснить корреспондент "РГ".

    В Курганской области в 2007 году истек срок действия постановления  регионального правительства, на протяжении десяти последних лет придававшего охотничьим угодьям статус земель общего пользования. Теперь в региональной концепции записано, что 80 процентов таких территорий должны быть закреплены за охотпользователями, а 20 -  зарезервированы в прежнем статусе для всех. Сейчас за конкретными пользователями закреплено уже около 65 процентов земель. На остальные объявлен конкурс, и вскоре они также обретут хозяев.

    Именно такой подход областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды и вызывает множество вопросов - как у рядовых курганцев, так и у представителей властных структур. Претензии охотников понятны: теперь им предстоят значительно большие расходы, которые многим представляются непомерными, особенно жителям сельских районов.  Представителям Россельхознадзора подобные решения кажутся несколько скоропалительными. По мнению руководителя территориального управления этого ведомства Геннадия Порохина, в Зауралье целесо­образнее создать отдельный орган, ведающий охотничьим хозяйством.

     В Челябинской области такой орган существует в структуре регионального министерства по радиационной и экологической безопасности. Управление охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и их среды обитания контролирует деятельность 34 охотпользователей, за которыми закреплено 93 охотничьих хозяйства общей площадью более семи миллионов гектаров. А вот угодий общего пользования в регионе осталось лишь 12 площадью менее 300 тысяч гектаров, да и те представляют собой неудобья и приграничные территории, не представляющие особого интереса ни для частников, ни для общественных объединений охотников.

    Иными словами, тот процесс, который сейчас предстоит пройти курганцам - с неизбежными конфликтами, сопровождающими согласование интересов всех заинтересованных лиц, - на Южном Урале был запущен еще в 1995 году. Количество охотпользователей тогда резко увеличилось, в том числе за счет юридических лиц, пожелавших арендовать охотничьи угодья. И претензии, звучавшие в их адрес со стороны охотничьих масс, очень напоминали те, которые раздаются сегодня в Зауралье.

    Собственно, такие же претензии звучат и в Челябинской области. Они сводятся к тому, что охота в хозяйствах, закрепленных за пользователями, - слишком дорогое удовольствие. 

    - В результате местный житель не может пойти на охоту или рыбалку, - говорит начальник отдела государственного контроля и надзора минэкологии  Челябинской области  Алексей Гринев. - Городскому охотнику путевка обходится в 500 рублей, местному - в такую же сумму. Но у жителей сельских районов таких денег нет. Фактически людей толкают на браконьерство! Они все равно пойдут в лес, если есть страсть к охоте. И ничего хорошего из этого не получится.

    Именно поэтому челябинских охотпользователей призывают к консенсусу. К примеру, в угодьях, закрепленных за Челябинской региональной организацией Военно-охотничьего общества, местные жители приобретают путевки вполовину дешевле, чем сами военные. Те же, кто принимает активное участие в биотехнических мероприятиях, и вовсе получают путевки на сезон бесплатно.

    - Такой подход более эффективен для ведения охотничьего хозяйства, - уверен глава организации южноуральских военных охотников Михаил Сухоручкин. Такая методика может пригодиться и коммерческим структурам, которые активно участвуют в конкурсах на право пользования охотничьими угодьями в Курганской области.

    Рядовым зауральцам тоже придется привыкать к новой реальности. Угодий общего пользования уже не будет. В прежнем статусе они были ничьи, особенно с того момента, когда федеральные власти сняли с себя ответственность за их состояние.

    - Властям соседнего региона волей-неволей приходится действовать, - комментирует ситуацию начальник управления охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира Челябинской области Андрей Питовин. - В эти территории никто ничего не вкладывает, значит, вкладывать должен  региональный бюджет, в котором лишних денег нет. Поэтому охотничьи угодья  вынуждены распределять в ускоренном темпе, чтобы было, с кого спрашивать.

    В Звериноголовском районе Курганской области, ставшем ареной столкновения интересов, районное общество охотников и рыболовов проиграло конкурс на аренду угодий. Как считает  глава местной администрации Игорь Минин, дело не только в низкой активности членов общества. И к недостатку денег проблема тоже не сводится.

    - Для начала надо посмотреть, сколько членов в районном обществе охотников и рыболовов и способны ли они содержать и охранять охотугодья? - рассуждает чиновник. - Надо иметь серьезную материально-техническую базу, а ее у местного общества нет. Один "УАЗ" сегодня стоит порядка 300 тысяч рублей. А выигравшее конкурс частное предприятие сразу приняло на работу двух егерей, обеспечив их автомобилями, приобрело снегоход для охраны. Только в подготовительный период потрачено полмиллиона рублей.

    Последний момент немаловажен. Как признается Алексей Гринев, охрана животного мира продолжает оставаться головной болью его службы. После всех реорганизаций на Южном Урале этим занимается всего 21 человек, используя при этом собственный транспорт. Плюс пять сотрудников  Россельхознадзора. В этом году добавится еще 12 штатных единиц, и тогда на каждое муниципальное образование будет приходиться  аж по целому охотинспектору. И это в Челябинской области, которая заметно богаче Курганской!

    Таким образом, закрепление охотничьих угодий за пользователями - процесс неизбежный. Без частников государство просто не справится. Но не следует забывать и еще один аспект. Помимо охраны территории и продажи путевок, у охотпользователей масса забот: проводить мероприятия, способствующие увеличению численности животных, вести их учет и так далее. Общественные организации могут направлять на эти цели  взносы своих членов (сегодня на Южном Урале 50 тысяч легальных охотников) и привлекать их к "отработкам". Но и этого недостаточно.

    Коммерческим организациям такие возможности недоступны, а поступлений от продажи путевок и лицензий, как показывает челябинский опыт, не хватает. В регионе сомневаются, что охота может стать рентабельным бизнесом. В лучшем случае охотпользователи работают "в ноль", в худшем - с убытком. Причем убыточными становятся, как ни странно, именно частники: очевидно, они содержат угодья не для заработка, а просто потому, что могут себе это позволить.

    Возможно, в Курганской области, где активно развиваются виды экстремального отдыха, ориентированные на иностранцев (например трофейная охота), смогут выработать собственную модель и поделятся интересным опытом. В любом случае нельзя допустить, чтобы местные жители стали браконьерами.

    Поделиться