14.11.2008 04:58
    Поделиться

    В Приморье с сегодняшнего дня запрещен ввоз "конструкторов"

    Увеличение пошлин повлечет за собой рост стоимости ввозимых из Японии автомобильных кузовов, считают владивостокские автодилеры.

    Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала повысить пошлину на ввоз легковых автомобилей старше пяти лет. Кроме того, Госдума рассматривает законопроект, предусматривающий поправки в закон "О безопасности дорожного движения", который ужесточит требования к ввозимым транспортным средствам.

    Все эти меры должны напрямую отразиться на жизни в Приморском крае, где подавляющее большинство машин привезено из Японии, а в автомобильном бизнесе заняты тысячи людей. На 22 ноября автомобилисты Владивостока назначили акцию протеста против введения повышенных пошлин на машины старше пяти лет.

    Бизнес накрылся

    Последний месяц морские порты Приморья напоминали конвейер. Прибывающие из Японии к родным берегам суда с разобранными автомобилями на борту, едва успев освободить палубы от ценного груза, отправлялись обратно. По данным Дальневосточного таможенного управления, всего за девять месяцев через таможни Дальнего Востока было ввезено 77 тысяч 194 кузова легковых автомобилей. Это значит, что каждый шестой автомобиль попадает на Дальний Восток в виде так называемого "конструктора". Статистики, говорящей о том, сколько кузовов пересекло границу с 14 октября по 14 ноября, пока нет, но в том, что показатели превысят обычные, никто не сомневается.

    Полулегальный бизнес сопротивлялся до последнего. Но после того, как последние ввезенные в Россию в разобранном виде машины будут восстановлены, искать новые источники заработка придется многим. По некоторым данным, в Приморье с "конструкторским" бизнесом связаны больше 100 тысяч человек.

    - Люди остаются без работы, - прокомментировал ситуацию председатель Приморского общества защиты прав автолюбителей Дмитрий Пенязь. - Тем, кто создал целые мастерские, купил необходимое оборудование, даже не дали возможности переквалифицироваться, подготовиться к нововведениям. Люди потеряют деньги. И не только бизнесмены. Теперь в случае поломки или аварии частному автовладельцу очень сложно будет поменять кузов.

    Свою позицию озвучил начальник Дальневосточного таможенного управления генерал-майор Игорь Власенко.

    Каждый шестой автомобиль попадает на Дальний Восток в виде "конструктора"

    - "Конструктор" - это способ уйти от платежей за полнокомплектный автомобиль, - сказал он. - Это обман государства, хотя и на законных основаниях. Во многих случаях мы не можем поймать за руку, потому что от Японии до Сахалина, Камчатки, Ванино, Владивостока, там, где это дело процветает, расстояние значительное. Люди успевают разобрать автомобиль, положить двигатель в багажник соседнего автомобиля. Никто в России этого не делает.

    Как заметил Игорь Власенко, имеющая заградительный характер пошлина вводится на девять месяцев, "чтобы посмотреть, какие будут достижения или наоборот и куда качнется маятник весов". Так что, многие приморцы верят, что все еще вернется на круги своя.

    Справа налево

    Еще одна надежда связана с тем, что в закон "О безопасности дорожного движения" все-таки не будут включены поправки, согласно которым будут ужесточены требования к ввозимым транспортным средствам. Вообще-то в законопроекте нет даже словосочетания "правый руль", а изменения призваны строго контролировать качество ввозимых в Россию подержанных иномарок. Они должны соответствовать российскому техническому регламенту. В том числе и руль у них должен находиться с правильной стороны. Почему народные избранники решили, что праворукость напрямую связана с безопасностью, непонятно.

    Например, заместитель председателя Приморского общества защиты прав автомобилистов Константин Шатоба сообщил "РГ", что ими проводилось исследование на предмет того, как часто попадают в аварии машины с правым и левым рулем. Для этого сравнили статистические данные об авариях "праворульного" Приморья и центральных регионов России, где на дорогах сплошь отечественные "леворукие" машины. Оказалось, что у нас и у них количество аварий примерно одинаковое. Зато в Приморье процентов на 10 меньше самых страшных аварий - с летальным исходом. И это, по мнению Константина Шатобы, говорит о качестве и надежности японских машин.

    Сегодня 93 процента автолюбителей Дальнего Востока и 71 процент сибиряков ездят на "японках" с правым рулем. Конечно, никто не может запретить им эксплуатировать эти машины. Но вот продать их они не смогут, по крайней мере, без внесения изменений в конструкцию. Теоретически правый руль можно будет передвинуть влево. Но на практике два серьезных недостатка сводят на нет достоинства подобной операции. Во-первых, переделка обязательно скажется на безопасности, а, во-вторых, в зависимости от модели, класса автомобиля, стоимость может оказаться запредельной - до нескольких тысяч долларов.

    По словам Константина Шатобы, автомобилисты надеются на депутатов городской думы и Законодательного собрания Приморского края, которые могут призвать своих коллег в Госдуме "мыслить разумно".

    Убийственные пошлины

    И они не подвели. Дума Владивостока приняла обращение к председателю Законодательного собрания Виктору Горчакову с просьбой о том, чтобы старшие товарищи обратились в Госдуму с рекомендацией не принимать поправки в закон "О безопасности дорожного движения".

    В письме говорится, что "запретить правый руль - значит сильно подорвать экономическое благополучие края и Владивостока в частности и оставить безработными большое количество людей".

    На фоне всех этих событий последняя новость - о возможном введении повышенных пошлин на импортные машины старше пяти лет громом среди ясного неба не стала.

    - В случае введения пошлин, которые сейчас обсуждаются в правительстве, от приморского авторынка останется более 20 процентов, - считает Константин Шатоба. - Ввозить будут машины 2004-2005 годов. На автомобили старше и моложе пошлина станет запредельной. К примеру, машины старше пятилетнего возраста в основном везут физические лица для личного пользования, а не на продажу. Если пошлина вырастет на 50 процентов и более, потеряется смысл за ними ехать. Остаются трех- и четырехлетки, которые и сейчас на японских аукционах стоят дорого. На приморском рынке они сейчас оцениваются в среднем 10 тысяч долларов. А будут 14-15 тысяч. Приморский малый бизнес, связанный с авто, просто умрет. И речь не только о торговле машинами. Автомастерские и другие малые предприятия тоже окажутся без работы.

    На 22 ноября автомобилисты Владивостока назначили акцию протеста против введения повышенных пошлин на машины старше пяти лет.

    Комментарии

    Владимир Таланцев, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю:

    - Возможно, запрет на правый руль и будет соответствовать требованиям безопасности. Но для того, чтобы этот переход прошел максимально безболезненно, надо наполнить рынок продукцией собственного производства. Я не автомобилист, но многие из моих знакомых, тех, кто за рулем, говорят: "Мы на "Жигули" не сядем".

    Вопрос ведь не в расположении руля, а в качестве. Я, как экономист, полагаю, что если государство не может обеспечить насыщение рынка продукцией собственного производства, а спрос на эту продукцию есть, надо снижать барьеры для поставки продукции из-за рубежа. Если можем обеспечить собственную - вводить заградительные барьеры. Регулирование элементарное. Все остальное - политика и лоббирование интересов заводов, которые начали строиться в европейской части страны совместно с иностранным капиталом.

    Почему бы во Владивостоке не построить завод? И выпускать новые машины с левым рулем? Сколько говорили еще Ельцин с Немцовым, что чиновникам надо пересесть на "Волги". Кто это сделал? У губернатора Наздратенко была "Волга". Правда, потом выяснилось, что движок у нее от "Мерседеса", электроника от "Вольво", только кузов волговский, и то сделан по спецзаказу.

    Владимир Беспалов, депутат Законодательного собрания Приморского края:

    - То, что мы видим сейчас, - это лоббирование интересов российского автопрома, который того не заслуживает - ни по качеству, ни по ассортименту выпускаемых моделей. У меня самого иномарка, как и у миллионов дальневосточников. Если посмотреть на долгосрочную перспективу, посмотреть, как идет строительство заводов, если постепенно насыщать рынок качественными автомобилями - российскими, японскими, чтобы рабочая сила перетекала из торговли в производство, тогда я "за". А сейчас это решение приведет к ухудшению благосостояния сотен тысяч людей и вызовет еще больший отток населения с Дальнего Востока.

    Поделиться