23.12.2008 02:00
    Поделиться

    Из-за кризиса приостановлены съемки около 100 российских кинокартин

    Сейчас на рынке около 100 "замороженных" из-за кризиса картин

    В новогодние каникулы российского зрителя ожидает увлекательнейшее зрелище - в прокате лоб в лоб столкнутся "кассовые фавориты" 2009 года: мюзикл "Стиляги" и первая часть "Обитаемого острова". Амбиции продюсеров подкреплены внушительными бюджетами (на "Стиляг" потрачено $18 млн, а на две части "острова" - $36 млн) и поддержкой главных телеканалов - Первого и "России".

    - Сам факт такого соперничества доморощенных гигантов, по мнению экспертов, - позитивный, если бы не нервная обстановка на рынке. Виной тому - набирающий обороты финансовый кризис. Первыми его жертвами в киноиндустрии станут, по прогнозам специалистов, две категории фильмов - доморощенные "блокбастеры" (фильмы с бюджетами более $7-8 млн) и совсем посредственные картины, которые раньше зачастую снимались на так называемые премиум-деньги, заработанные инвесторами в своем основном бизнесе. "Кризис всегда выполняет санационную функцию, - говорит Елена Яцура, продюсер фильмов "9 рота", "Красный жемчуг любви". - Он же учит и дисциплине. Нельзя тратить километры пленки и кучу чужой энергии на бездарные проекты".

    Российское кинопроизводство никогда не отличалось эффективностью. В 2008 году затраты на съемки отечественного кино составили около $250 млн, а сборы этих фильмов в кинотеатрах - $170-180 млн. Учитывая, что кинотеатры забирают себе 50% прокатных денег, а еще 5-7,5% достается дистрибьюторам, финансовые показатели большинства проектов выглядят удручающе. Однако в результате нынешнего финансового кризиса производство "полного метра" должно стать на порядок более эффективным. "Происходит очищение - сейчас с рынка уходят "случайные" инвесторы, которые могли позволить себе вкладывать деньги в заведомо не окупаемые фильмы. Зато остаются профессионалы, которые инвестируют лишь в хорошо просчитанные проекты", - уверена Анастасия Якименко, партнер компании, занимающейся инвестициями в кинопроизводство.

    По оценкам экспертов, в России снималось слишком много фильмов с гигантскими для нашего рынка бюджетами, которые тот попросту не мог "переварить". Характерные примеры - неудачи в прокате "Волкодава" (бюджет $20 млн) или "Новой земли" ($12 млн). В частности, по этой причине столь малое количество российских фильмов приносило прибыль продюсерам и инвесторам. Из более чем пяти десятков отечественных картин, вышедших в 2008 году в прокат, прибыль принесли лишь пять - "Ирония судьбы-2", "Самый лучший фильм", "День радио", "Адмиралъ" и анимационный "Илья Муромец и Соловей-разбойник".

    В последнее время стоимость создания фильмов росла на 30-50% ежегодно из-за повышения ставок аренды и гонораров персонала, что, естественно, не способствовало эффективности инвестиций в кинопроизводство. Теперь создание кино получает шанс наконец-то стать настоящим бизнесом. "Стоимость входного билета для инвестора снижается, - уверена Анастасия Якименко. - Бюджеты картин серьезно "худеют", поэтому сейчас за вменяемые деньги можно взять в проект хороших режиссеров и актеров, гонорары которых еще полгода назад были в два раза выше. Естественно, это играет на руку инвесторам, поскольку у такого фильма намного больше шансов принести прибыль". Большинство производственных компаний уже переориентировалось на фильмы с бюджетами $2-3 млн. "Все высокобюджетные проекты - у нас их три - заморожены", - подтверждает коммерческий директор кинокомпании "Красная стрела" Наталья Клибанова.

    По словам экспертов, сейчас как раз отличная возможность для начала системного инвестирования в кинопроизводство. Продюсеры в неофициальных беседах подтверждают появление интереса со стороны профессиональных финансистов, рассматривающих варианты пакетного инвестирования - в 3-5 проектов одновременно. Это позволяет хеджировать риски и создавать более интересный портфель проектов.

    По разным оценкам, сейчас на рынке от 80 до 90 "замороженных" из-за кризиса картин. "В большинстве своем остановлены те проекты, работа над которыми только началась", - отмечает продюсер Борис Фильцов. Но есть и те, от кого инвесторы отвернулись на полпути. Так, о готовности профинансировать завершение производства замороженных проектов, по которым уже сделано более 50% работ, в обмен на долю в доходах от продажи прав на показ фильма телеканалам заявила компания RWS (принадлежит АФК "Система"). На это предполагается потратить около $20 млн. Похожие планы по финансированию проектов, остановленных из-за нехватки средств, есть у компаний "БФГ-Медиа" и FilmWay. В процесс "разморозки" собирается вмешаться и министерство культуры, принимающее заявки на финансирование картин от продюсеров. Тем не менее на рынке затягивают пояса.

    По подсчетам гендиректора коммуникационной группы Planeta Inform Дмитрия Литвинова, сокращение количества новых российских кинопроектов в 2009 году составит 20-30%. "Индустрия кино будет переживать сложнейшие времена, впрочем, как и многие другие области искусства, - не сомневается Наталья Клибанова. - Все будут работать над окончанием уже начатых проектов и ждать лучших времен. Этим, скорее всего, воспользуются голливудские мейджоры. "Если сейчас соотношение фильмов в прокате 65/35 в пользу Голливуда, то в 2009 году оно еще больше вырастет в пользу западной продукции", - уверен Дмитрий Литвинов.

    В такой ситуации жить одиноким продюсерам становится все сложнее. Часть кинопроизводственных компаний уже прекратила свою деятельность, часть пытается объединить свои усилия с другими игроками. В частности, объединяют бизнес компании "Топ лайн групп", MB Productions и Arnold & Gregor Production. Консолидация мелких игроков позволит им не только выжить в трудные времена, но и претендовать на государственную поддержку. С 2009 года около 4 млрд руб. власти собираются распределять между крупнейшими продюсерскими компаниями, список которых пока не утвержден. Есть за что побороться.

    Поделиться