Кризис не остановит борьбу с пробками на дорогах Москвы

Каждый день на столичных дорогах происходит до 800 заторов, в которых простаивает около миллиона автомобилей. Эксперты подсчитали: эти простои уносят из жизни каждого водителя 1 час 20 минут в сутки, 8 часов - в неделю, 36 часов - в месяц, 18 суток - в год...

Средняя скорость движения по столице сейчас оценивается в 14-15 километров в час. Правда, по мнению профессора кафедры изыскания и проектирования дорог МАДИ Евгения Лобанова, само понятие "скорость" в Москве сейчас просто неприемлемо. "Мы пришли к выводу, что единого показателя на этот счет не существует. Транспортный поток движется по столице со скоростью от 0 до 80 километров в час в зависимости от конкретного участка трассы, времени и ситуации на нем", - пояснил он. И чем дальше, тем стремительнее стрелки спидометров приближаются к нулю, а Москве все чаще предсказывают транспортный коллапс. Можно ли его избежать?

Денег меньше - дорог больше

По данным департамента транспорта и связи города, с учетом приезжих в Москве насчитывается уже более 4 миллионов автомобилей. Ежегодно к этому количеству добавляется еще примерно 400 тысяч авто. Если взять даже только чисто московский табун железных коней, то получается, что в столице проживают уже 40 автомобилистов против 60 "безлошадных" москвичей. "Дороги же строились долгое время из расчета 10 автомобилей на тысячу жителей, - напоминает Лобанов. - Сегодня их более 300 на тысячу". Итог - пропускная способность дорожной сети была исчерпана в середине 1990-х годов. К настоящему времени дефицит магистралей достиг 350 километров.

Понимая, что если не принять решительных мер, то город встанет, столичные власти в прошлом году вплотную занялись этой проблемой. Запланировав в бюджете города на строительство дорог 89 миллиардов рублей, правительство Москвы фактически выделило 108,7 миллиарда рублей. И все они были освоены, так как для руководства этой работой в прошлом же году был создан специальный департамент дорожно-мостового и инженерного строительства. Практически во всех концах города развернулась стройка. И вдруг - мировой экономический кризис. Москву, сначала объявившую себя островком безопасности в его волнах, к концу 2008 года тоже заштормило. Чуть не весь период обсуждения бюджета города на 2009 год в СМИ то и дело появлялись мрачные прогнозы: денег нет, столица вынуждена свернуть дорожное строительство.

Первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк категорически опроверг эту информацию. "Средств на текущий год выделено действительно несколько меньше - 82 миллиарда рублей из бюджета города и 5 миллиардов рублей из федерального бюджета. Но на планах города по отношению к дорогам это никак не скажется. Более того, мы намерены за меньшие деньги выполнить больший объем работ, что вполне реально, так как снижаются цены на стройматериалы, бензин и так далее", - заявил он в беседе с корреспондентом "РГ". А напоследок заверил: "Ни один из начатых дорожных проектов в городе остановлен не будет".

Так что, как и планировалось, в наступившем году будет завершена реконструкция Большой Ленинградки по прямому ходу, продолжится строительство Четвертого транспортного кольца, Крестовского путепровода на проспекте Мира через железнодорожные пути Московской и Октябрьской железных дорог, строительство и реконструкция Звенигородского проспекта. Начнутся работы по прокладке дорожной сети в поселке Северный и южного дублера Кутузовского проспекта. В конце июня начнется строительство платной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58-й километр. Кроме того, планируется завершить проектирование Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье... В общем, планов - громадье. Но беда в том, что даже если все они будут реализованы и в столице, как и в прошлом году, добавится 18 километров трасс, то с дефицитом дорожной сети можно будет покончить все равно не ранее 2030 года!

При этом, подчеркивает Лобанов, надо помнить о том, что есть еще и такое понятие, как "отложенный спрос на использование автомобиля". Это значит, что машина у человека есть, но она чаще всего стоит в гараже, так как владелец понимает, что, сев за руль, он везде опоздает, так как либо застрянет по дороге в пробке, либо не найдет места для парковки. По этой причине, по данным МАДИ, в столице не используется 80 процентов автомобилей! Но когда появляется новая дорога, владельцы застоявшихся машин тоже выезжают на улицы города. Помните, когда только построили Третье транспортное кольцо, оно было совершенно свободным только первую неделю. А дальше начались заторы и на нем. То же самое, прогнозируют ученые, произойдет и после появления в столице Четвертого транспортного кольца. Так что лишь с помощью новых дорог из пробок не выбраться.

Железная альтернатива

Именно этим объясняется то, что в новой программе транспортного развития города как никогда большое внимание уделено общественному транспорту. В первую очередь - метрополитену. Сейчас ежегодно добавляется по семь километров метро, а в этом году планируется сдать около 10 километров. Уже в конце 2009 года завершится строительство центрального участка Люблинской линии "Трубная" - "Марьина Роща" с вводом станций "Достоевская" и "Марьина Роща". Также к концу года будет введен в эксплуатацию участок "Строгино" - "Митино" Арбатско-Покровской линии с вводом станций "Волоколамская" и "Митино". Между "Строгино" и "Волоколамской" откроется первая в Московской области станция "Мякинино".

До 2025 года метрополитен собираются расширить за счет формирования диаметральных Люблинско-Дмитровской, Арбатско-Покровской и Митинско-Калининской линий и системы экспрессных линий, которые пройдут из пригорода через периферийные районы Москвы по четырем хордовым направлениям и образуют в центральной части города третий пересадочный контур. Планируется и продление уже существующих веток: Замоскворецкой - в Ховрино и Братеево, Сокольнической - вдоль Щелковского шоссе в Гольяново, Калининской - в Новокосино, Таганско-Краснопресненской - в Жулебино. Пока же метрополитен явно не справляется с пассажиропотоком: вместо расчетных 6 миллионов пассажиров - больше 9 миллионов. У подземки свой счет дефицита - ей не хватает примерно 200 километров линий.

Помочь метрополитену призваны пригородные электрички, которые Москва решила сделать еще одним видом городского общественного транспорта. Уже сегодня на них можно доехать в любой столичный аэропорт. В текущем же году начнется переоборудование под пассажирское движение первого участка Малого кольца Московской железной дороги по маршруту "Пресня" - "Канатчиково", где появятся 5 станций: Сити, Кутузово, Лужники, Площадь Гагарина и Потылиха. Этот участок планируется пустить в эксплуатацию в 2010 году, а все Малое кольцо - в 2015 году. Его 30 остановок и 19 пересадочных терминалов тесно свяжут железную дорогу со станциями метрополитена и наземным общественным транспортом. Для большего комфорта пассажиров планируется построить три новых железнодорожных вокзала: один - на Комсомольской площади (он будет там четвертым по счету), второй - в районе станции метро "Площадь Ильича" и еще один - у строящегося делового центра Москва-Сити. По расчетам проектировщиков, полный ввод в действие Малого кольца позволит перевозить до 250 тысяч пассажиров в день и обеспечит пешеходную доступность к внутригородским магистралям и транспортным линиям, где нет метро.

Большие надежды у властей и на появление в столице совершенно новых видов транспорта. Строительство первой линии скоростного трамвая, который сможет перевозить по 6 тысяч пассажиров в час, планируется также начать именно в этом году. Она пройдет вдоль шоссе Энтузиастов и соединит Новокосино с Рогожской заставой. Чтобы преодолеть это расстояние, потребуется всего 25-30 минут. Следующий маршрут скоростного трамвая соединит Медведково с Останкино.

С миру по нитке

И все же лишь своими силами Первопрестольная транспортную проблему не решит.

- Москва притянула большое количество населения Подмосковья, - рассказывает Евгений Лобанов. - До 30 процентов автомобилей в городе - результат маятникового движения. Еще процентов 7-8 - машины со всей страны, проезжающие через столицу транзитом. Помимо этого, хотим мы этого или нет, город выходит за пределы МКАД и к 2025-2030 году может дойти до Второго бетонного кольца, это 50-й километр по нашим радиальным дорогам. Значит, и развязывать этот узел нужно общими усилиями - с участием властей Подмосковья и федерального центра.

Впрочем, этот призыв московских властей в минувшем году был наконец-то услышан. После того как на транспортном форуме в Сочи премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что вопрос транспортной ситуации в Москве будет решаться на государственном уровне, началась разработка проекта федеральной программы транспортного развития всего Московского региона. Как стало известно корреспонденту "РГ", в конце прошлого года этот документ прошел все согласования в Минфине и Министерстве экономического развития РФ. И теперь столица ждет, когда его рассмотрит президиум правительства РФ, а главное - подкрепит рублем. Ведь цена решения транспортной проблемы, как заявил на одном из "деловых завтраков" в "РГ" Юрий Лужков, - 4 триллиона рублей. И если и дальше вкладывать в это дело деньги будет лишь Москва, то, чтобы не допустить транспортного коллапса, ей потребуется 40 лет. А вот если "сброситься по рублю", как предлагает московский мэр, то есть столице, Московской области и государству вложить деньги в равных пропорциях, то срок решения проблемы сократится сразу втрое.