Несмотря на меры господдержки, отечественные автозаводы вновь объявляют о росте цен

С конвейера АвтоВАЗа в этом году не сошло еще ни одной машины. С 28 января встала производственная линия на КамАЗе. Крупнейшие автозаводы приостановили свою работу в надежде на обещанную госпомощь. Однако первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов предостерег от иждивенческих настроений, - мол, государство поддержит только тех, у кого имеется конкретный план действий по повышению конкурентоспособности.

По прогнозу аналитического агентства "Автостат", в первом квартале 2009 года российский автопром выпустит почти в два раза меньше - на 200 тысяч единиц - машин, чем в первом квартале прошлого года. Едва ли не половина сокращаемого выпуска придется на отечественный автогигант АвтоВАЗ. Да и стоит ли торопиться запускать линию, если склады затоварены?

На АвтоВАЗе сообщили, что запасы автомобилей Lada составляют 27,8 тысячи штук. По мнению директора "Автостата" Сергея Целикова, реальное количество вазовских машин, пылящихся на складах, гораздо больше - от 120 до 130 тысяч. Его расчеты таковы: в 2008 году завод произвел 801 тысячу машин, из них 622 тысячи были реализованы на внутреннем рынке, 106 тысяч - ушли на экспорт, в итоге на складе осталось более 70 тысяч машин, которые добавились к нормативным складским запасам в 50-60 тысяч машин. Сергей Целиков считает такой запас критичным для комбината.

Тем временем автогигант объявил о введении новой схемы расчетов перед поставщиками материалов и комплектующих изделий (30% оплачивается деньгами, 70% - векселями) - в связи с возникновением "кассовых разрывов". Также будет финансироваться и задолженность января 2009 года.

Похожее происходит и на других автозаводах. Как заявил нижегородский губернатор Валерий Шанцев, в 2009 году ГАЗ планирует снижение в 1,5 раза продаж легких коммерческих грузовиков и всех их модификаций и без господдержки правительства РФ автогиганту не выжить. В пресс-службе "Группы ГАЗ" нас заверили, что им удалось сократить запасы готовой продукции на складах до 8000 автомобилей, что в два раза ниже месячной нормы. По данным "РБГ", на данный момент на ГАЗе работает лишь один из четырех грузовых конвейеров. С начала этого года автогигант перешел на трехдневную рабочую неделю. По сути, каникулы для большинства автозаводцев длились около месяца - конвейер был остановлен еще 19 декабря прошлого года. Раньше всех на работу в январе вышли сотрудники отдела сбыта - продавать залежавшийся товар.

Производители тяжелых грузовых автомобилей и дизельных двигателей не в лучшем положении. Так на всех предприятиях КамАЗа в прошлом году было произведено51005 новых грузовых автомобилей, остались же нереализованными на складах по разным оценкам от 6000 до 8794 машин. Хотя руководитель Торгово-финансовой компании КамАЗ Илфас Гатиятуллин подтверждает лишь "карман" в 3000 машин. Для "тяжеловесов" и такое количество товарных остатков непомерно велико. И судя по всему, как утверждает пресс-служба комбината, в текущем году может быть выпущено только 35 тысяч единиц техники, хотя заводские мощности позволяют производить 253 машины в день.

Вместе с КамАЗом пострадали едва ли не все производственные структуры в Набережных Челнах. К примеру, первый в России индустриальный парк "Мастер" вынужден простаивать из-за отсутствия заказов. Ведь все без исключения малые предприятия работают на якорного заказчика.

Можно ли "разморозить" ситуацию в отечественном автопроме? Сложилось ощущение, что все наши автогиганты решили пока переждать, когда правительство разработает механизм реализации мер по поддержке отрасли. Главное, что наконец свершилось, - с 12 января увеличены ставки таможенных пошлин на ввоз на территорию РФ подержанных иномарок. Теперь осталось дождаться, когда все обещанное премьером Владимиром Путиным во время поездки в Набережные Челны начнет исполняться. А именно обещание субсидировать гражданам часть процентной ставки покредитам на новые авто не дороже 350 тыс. рублей, поддержать российских автомобилестроителей ростом госзаказа и предоставить лизинговым компаниям дополнительные кредиты. Кроме того, прозвучало обещание включить все российские автопредприятия всписок компаний, которые смогут заручиться госгарантией при обращении закредитом. Тем временем в перечень из 295 системообразующих предприятий, которым обеспечат господдержку, вошли АвтоВАЗ, Sollers, АМО "ЗИЛ", КамАЗ и "Русские машины", включая ГАЗ. Аналитики уже подсчитали, что бюджету план спасения российского автопрома обойдется в223миллиарда рублей. Предприятиям обещали государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризацию налоговой задолженности, госзаказ.

А на какую помощь государства рассчитывают сами холдинги? По словам директора по корпоративному финансированию КамАЗа Елены Милиновой, компании нужны не деньги, а покупатели. Однако "большегрузники" не отрицают, что рассчитывают получить от правительства РФ выделения финансовых средств потребителям их продукции на покупку тяжелой техники. Вот и ждут, когда же финансовый пирог госпомощи будет разделен. Возможно что-то уже станет известно буквально на днях: в первых числах февраля в правительстве планируется рассмотреть механизмы государственной поддержки отечественной отрасли, в том числе о компенсации процентной ставки по потребительским кредитам, получаемым на покупку российских автомобилей. Однако от этих мер, по оценке экспертов, в лучшем случае будет видна отдача только к началу лета.

Несмотря на беспрецедентную протекционистскую политику государства по поддержке отечественного автопрома на прошлой неделе президент ООО "Группа "АвтоВАЗ" Борис Алешин объявил о повышении цены на автомобили модельного ряда Lada. В среднем по всему модельному ряду повышение отпускных цен с 26 января 2009 года составило 2,45%. На вопрос о причинах, повлиявших на такое решение, корреспонденту "РБГ" в пресс-службе компании ответили, что одним из главных факторов является интенсивный рост цен на металл (в среднем, более чем на 50 % с начала 2008 года), товарно-материальные ценности и услуги монополий (газ, электроэнергия, теплоносители, железнодорожные перевозки). Директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков, комментируя позицию АвтоВАЗа, сообщил, что металл в себестоимости затрат на производство автомобиля составляет лишь 7-8%. А что касается цен на металл, то его стоимость в начале года действительно поднялась на 50%, но затем так же стремительно упала.

Свое отношение к "неблагодарному" АвтоВАЗу не мог не высказать и спикер Госдумы Борис Грызлов на последней встрече с руководителями автопредприятий, он обрушился с критикой на тех производителей, которые решили поднять цены на свою продукцию. "Повышение таможенных пошлин - не индульгенция, - сказал как отрезал Борис Грызлов. - И не право немного подзаработать за счет потребителей, которым, кстати, тоже несладко. Это, скорее, аванс, который автомобильной промышленности только предстоит отработать". Спикер Госдумы призвал отнестись к господдержке разумно.

В министерстве промышленности нам сообщили, что падение рынка автомобильной отрасли все равно будет, вопрос - на сколько. Поэтому в минпроме идет активная работа по разработке конкретных механизмов реализации комплекса мер помощи автопроизводителям, который не позволит спросу так сильно упасть, создаст угрозу рабочим местам и не допустит существенного перераспределения структуры рынка в пользу подержанного импорта. Правильно выбранные приоритеты (с точки зрения глобальной конкурентоспособности) и проекты, финансируемые в рамках государственно-частных партнерств, по мнению руководителя департамента автомобильной промышленности минпромторга Алексея Рахманова, помогут нашим заводам занять место на мировом рынке.

комментарии

Александр Ковригин, заместитель директора ОАО "АСМ-Холдинг":

- Как будет развиваться ситуация с российским автомобильным рынком в 2009 году, неизвестно. Основные планы правительства РФ еще не реализованы. Считаю, чтобы окончательно не привести отрасль к стагнации, необходимо отказаться от отверточной сборки, к которой я отношусь очень отрицательно. АвтоВАЗу пора создавать новую промышленную площадку. Для этого необходимы серьезные капиталовложения, чтобы завод мог сам полностью производить свои машины при участии иностранных партнеров.