Ежегодный ущерб от автоаварий обходится России в 2,5 процента ВВП

Дорожные аварии приносят России ежегодный экономический ущерб в два с половиной процента внутреннего валового продукта.

Но это далеко не все наши утраты на дорогах. О потерянных жизнях и здоровье - отдельный разговор. Как сообщил вчера, выступая на "круглом столе" в Госдуме, заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин, за последние 10 лет в нашей стране произошло около двух миллионов дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло более 300 тысяч человек и почти 2,2 миллиона пострадали. 61 процент погибших - водители, 39 - пешеходы.

И проблема смертности на российских дорогах все еще остается острой. "Скорая" по-прежнему опаздывает на место ДТП. За 13 лет, прошедших после принятия базового закона о безопасности дорожного движения, так и не разработан особый порядок оказания медицинской помощи при авариях. Однако зампред Комитета ГД по безопасности Владимир Колесников отметил и положительную тенденцию: в 2008 году впервые за последнее время произошло снижение показателей аварийности на дорогах как абсолютных, так и относительных - "на фоне роста транспортных средств".

В ГИБДД уверены - не последнюю роль в этом сыграло ужесточение санкций за нарушение Правил дорожного движения и другие нововведения последнего времени - например, узаконенная возможность "ловить" недобросовестных водителей с помощью видеокамер. На 1 января нынешнего года в 17 российских регионах, по словам Владимира Кузина, было установлено 650 таких автоматов фиксации. Пока они определяют только превышение скорости. Но в ГИБДД намерены расширить сферу их действия и с помощью видеокамер следить за дорожной ситуацией и на железнодорожных переездах, и у светофоров. Повышенные штрафы заставили пристегиваться ремнями безопасности 70 процентов автоводителей и пассажиров. А перспектива надолго лишиться водительских прав в два раза уменьшила число аварий, совершенных по вине пьяных водителей. "Штрафы в 2008 году сократились до 57 процентов", - констатировал Владимир Кузин. Однако, как выясняется, это вовсе не потому, что штрафовать стало совсем некого. Просто водителей, которые добровольно готовы уплатить штрафы, немного.

"Мотивация граждан на добровольную уплату штрафов работает неэффективно", - считает глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. ГИБДД, по словам Парфенчикова, почти совсем не использует меру, предусмотренную в статье 20.25 КоАП РФ, которая предполагает, что неуплата штрафа за нарушение ПДД - это тоже административное правонарушение. И на него надо составлять отдельный протокол. Тогда нерадивому водителю придется платить штраф в двойном размере или посидеть под арестом до 15 суток. Как сказал Парфенчиков, службе судебных приставов приходится проверять поступившие к ним протоколы ГИБДД, действительно ли нарушители не платили штрафы. И в 20 процентах случаев оказывается, что платили. Просто это не зафиксировано. Парфенчиков предложил развивать электронные формы и учета уплаты штрафов, и самих платежей.

Он сообщил, что ФССП предлагает уже к концу 2009-го оборудовать специальные терминалы, чтобы граждане-нарушители могли быстро и без проблем добровольно оплатить штрафы за нарушение Правил дорожного движения. Причем штрафы эти должны составлять "серьезные суммы" и назначаться за систематическое нарушение ПДД. А при единичных и незначительных проступках, по мнению Парфенчикова, следует ограничиться административным предупреждением. Он отметил, что в настоящее время ФССП несет внушительные материальные затраты, связанные с возбуждением и исполнением постановления по "дорожным должникам", каждое из которых обходится в 300 рублей, даже в тех случаях, когда штраф - всего 100 рублей.