На фоне других премий в области современного искусства призовой фонд "Соратника" может показаться несерьезным. Победитель премии "Инновации", учрежденной министерством культуры, уносит вместе с дипломом 250 тысяч рублей. Призер премии Кандинского - 40 тысяч долларов. Лауреат "Соратника" получает сто один доллар.
По числу товарищей по цеху, которые принимают участие в голосовании. Так сказать, по доллару с носа. Кроме денег и диплома, счастливчик получает майку лидера (с именами тех, кто проголосовал за него) и бутылку хорошей водки. Демократический набор призов подкреплен столь же демократичной процедурой выбора актуального героя.
Принцип, придуманный художником Антоном Литвиным и куратором Ольгой Лопуховой, предельно прост. Инициаторы выбирают сто одного художника, которые сделали в течение года какие-то заметные вещи. Неважно, идет речь об отдельном проекте, собственной выставке или участии в коллективной экспозиции. Важно, что эти люди активно работают, а не почивают на лаврах в качестве свадебных генералов. Этим художникам предлагается назвать трех коллег, чьи работы произвели "сильное впечатление и явились шагом вперед в общем процессе развития отечественного актуального искусства". Дальше выясняется, чьи имена упоминались наиболее часто. Победителем становится тот, чей "рейтинг" самый большой. Или попросту - тот, кого называли чаще всех. Имена "группы поддержки", кстати, не только на майке прочитать можно. Таблица, показывающая, кто за кого голосовал, вывешивается на стене.
Возникнув четыре года назад, в момент роста коммерциализации искусства, премия "Соратник" была прежде всего ответом на гламурную роскошь рынка. Не зря на вручении первой премии в 2006 году одни из лауреатов - группа "Синие носы" - свои заветные сто один доллар стали раскидывать по двору "Арт-Стрелки", благо купюр было тоже сто плюс одна. За шутовским жестом крылось вполне серьезное послание. Искусство не меряется деньгами, или это не искусство.
Не менее любопытно, что именно скромный "Соратник" отлично выполняет роль компаса, указывающего на новые интересные имена. В 2006 году на счету Ирины Кориной не было замечательной выставки в Музее современного искусства, как в нынешнем. У нее не было премии "Инновация", как в 2008-м. А имя Сергея Шеховцева, творящего скульптуры мотоциклистов из поролона, и вовсе мало кто знал. Некоторые только слышали его странный псевдоним - Поролон. А сегодня и Корина, и Шеховцев представляют свои работы в российском павильоне на Венецианской биеннале. И пяти лет не прошло!
Нынешние "Соратники"-победители и вовсе сплошь из новой генерации 30-летних. По 10 голосов набрали Ирина Корина и Андрей Кузькин, 7 голосов - Хайм Сокол. Каждый - оригинал в своем роде. Корина любит работать с материалами, которые обожают покупатели строительных рынков: пластиковые панели под дерево, моющиеся обои и проч. Сокол прославился экспрессивной инсталляцией "Котлован", сделанной из старых корыт, ведер, кусков мыла и игрушечных грузовиков... Андрей Кузькин уже получил "Инновацию" - за перформанс, во время которого он упрямо двигался по кругу, по щиколотку в опалубке.
По кругу или прямо, но ясно одно: имена этих художников стоит запомнить. Этих ребят точно возьмут в будущее.