Герман Греф считает, что спасти российский автопром можно, только объединившись с конкурентами
Российский автопром в одиночку не сможет догнать иностранных конкурентов. Для этого каждому предприятию необходимо раз в 2-3 года запускать новую платформу автомобилей, заявил в понедельник глава Сбербанка Герман Греф в телеинтервью.
Но тут же уточнил, что создание новой платформы обходится автопроизводителю от 1 миллиарда до 2,5 миллиарда евро. И чтобы выдержать такой объем инвестиций, необходимо продавать не менее 5-6 миллионов автомобилей в год, подсчитал Греф. Что касается модельного ряда главного российского автомобильного гиганта АвтоВАЗа, то, по мнению экс-министра, перспектив у этой продукции нет. И как главный кредитор предприятия он понимает, что средств на новую линейку тоже нет. Поэтому Греф считает, что было бы целесообразно объединить ГАЗ и АвтоВАЗ. Надо сказать, что банкир последнее время не раз высказывался о перспективах российского автопрома. Это и понятно. Сбербанк вместе с канадской "Магной" стал совладельцем автозавода "Опель". А индустриальным партнером этой сделки стал, как известно, ГАЗ, который, готов предоставить свои мощности для сборки в России "Опеля".
Однако эксперты скептически отнеслись к подобным оценкам. В частности, по мнению аналитика одной из инвестиционных компаний Георгия Тараканова, даже объединенные ГАЗ и АвтоВАЗ не смогут производить необходимые 5-6 миллионов автомобилей в год. Да и где кому покупать такую прорву машин? В лучшем 2007 году продажи составили около 3 миллионов машин. Да и само слияние двух самостоятельных производителей может занять несколько лет. Эксперт напомнил, что ГАЗ занимает неплохие позиции по производству небольших коммерческих автомобилей и грузовиков. И терять этот сегмент рынка невыгодно.
Что касается АвтоВАЗа, то, как бы ни ругали "Жигули", но классику продолжают покупать и в том числе в рамках льготного автокредитования. По данным минпромторга, на 11 июня уже подано около 22 тысяч заявок на кредиты.
Но пока в целом спрос на авто падает. По оценкам Ассоциации европейского бизнеса, в мае в России было реализовано всего 119 тысяч новых автомобилей, что на 58 процентов меньше, чем год назад. Потребитель занимает выжидательную позицию и ездит на чем есть, а если очень надо, то покупает недорогую машину, за которую сможет расплатиться.