Утверждена новая методика приема экзаменов в ГИБДД
Экзамены в ГИБДД будут принимать компьютеры и автоматика.
Следить за ходом экзамена будут видеокамеры. А кандидаты в водители, получившие отметку "сдал", а потом и водительские удостоверения, будут выезжать на трассы уже вполне готовыми ко всем дорожным неожиданностям.
Такова идея новой методики приема экзаменов, утвержденной буквально на днях. Когда она вступит в силу (1 ноября 2011 года), ученики всех российских автошкол будут сдавать теорию только в специально оборудованном компьютерном классе, первый этап практического вождения - на автоматизированных автодромах, второй этап в условиях реального дорожного движения - на автомобилях, оборудованных системой аудиовидеонаблюдения.
Но продвинутые регионы, не дожидаясь назначенной даты, могут и сейчас уже работать по новой методике. Если у них, конечно, есть все необходимое оборудование.
Что изменилось
В теоретической части, помимо обязательных компьютеров, изменений мало. Нужно ответить на 20 вопросов за 20 минут. За две ошибки в одной теме - "не сдал". В случае неправильного ответа на один вопрос кандидат получает пять дополнительных вопросов по той же теме. В случае двух ошибок по разным темам - 10 дополнительных вопросов. Допустил ошибку в дополнительном блоке - придется пересдавать.
Довольно сильно изменился прием практического экзамена. Первая его часть - испытание на площадке - теперь должна проходить только на автоматизированном автодроме. Вместо пяти упражнений будет двенадцать. Добавились такие, как проезд регулируемого перекрестка, пешеходного перехода и железнодорожного переезда. То есть впервые кандидаты в водители столкнутся со светофорами уже на первой стадии практического экзамена. Также претендентам на права ограничили время выполнения каждого задания.
На этих автодромах ошибки будут фиксировать электронные датчики, передавая информацию в компьютер. Электроника взяток не берет, поэтому "недоучек" ждут черные дни - через два с половиной года купить права будет невозможно.
Не получится договориться с инспектором и при вождении по городу. Все машины, на которых принимается экзамен, должны быть оборудованы видеокамерами. Соответственно, у сидящего рядом с водителем инспектора или его помощника не будет возможности помочь сдать или, наоборот, "завалить" экзамен. Записи, сделанные во время приема экзамена, будут храниться в течение года. Но в случае обжалования действий экзаменатора они послужат основанием для проверки объективности его действий и выставленной оценки.
Цена вопроса
Необходимо отметить, что в рамках мероприятий по обеспечению безопасности движения ведется активная работа по усовершенствованию подготовки водителей. В ноябре-декабре 2008 года минобрнауки приняты новые программы их подготовки и утверждены требования по оснащению автошкол современной техникой.
С 1 июля этого года соблюдение указанных требований - необходимое условие для получение лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Строительство оборудованных автодромов в первую очередь необходимо для качественной подготовки водителей, а следовательно, создание этих систем ляжет на плечи учебных организаций. Школы могут объединить свои усилия и финансы, привлечь заинтересованных инвесторов.
Многие автошколы таким предложением не довольны и не хотят так капитально вкладывать свои средства. Хотя эксперимент, проведенный ГИБДД в 2007 - 2008 годах в Челябинске, показал, что строительство автодрома окупается за счет его высокой пропускной способности - до 30 тысяч кандидатов в водители в год.
На сегодня принимать экзамены в новом порядке готовы в Кемеровской, Самарской и Челябинской областях, где введены в строй автоматизированные автодромы. Подобные комплексы находятся в стадии строительства в Республике Татарстан, Нижегородской, Кировской, Мурманской, Ивановской областях.
Для желающих присоединиться к этой когорте счастливых обладателей автодромов все требования к аппаратно-программным комплексам содержатся в приложениях к новой методике и выложены на сайте ГИБДД. Однако встает вопрос: реально ли за два с половиной года построить необходимое количество таких комплексов? И что делать желающим получить права, если их регион окажется обделенным современными сооружениями? Методика предусматривает возможность сдачи экзамена в ближайшем подразделении, где есть необходимое оборудование. Другое дело, что в нашей стране с ее расстояниями такое подразделение может оказаться и за 300 и за 500 километров. Не слишком ли дорого в этом случае обойдутся права? Сейчас рассматривается вопрос о привлечении к созданию таких систем местных органов власти и местных программ обеспечения безопасности дорожного движения, там, где это по какой-либо причине не могут потянуть сами автошколы.