За ложное сообщение о теракте можно угодить в тюрьму

Статистика говорит: в прошлом году в Москве совершено 340 преступлений по статье 207 УК РФ "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма".

По этим звонкам возбуждено 336 уголовных дел, из них в суд направлено 61.

На деле это означает, что практически каждый день объявляется телефонный хулиган, который сообщает о заложенном в столице взрывном устройстве.

Лжетеррористы "минируют" в столице все подряд: торговые центры, банки, ювелирные магазины, поликлиники, рынки, школы... Кто они, эти злые шутники, и как расплачиваются за свои звонки? Корреспондент "РГ" попытался разобраться в этих вопросах.

Нешуточные шутки

Вот строки из милицейских сводок за последние два месяца.

- 4 мая аноним позвонил по "02": на Преображенском рынке заложено взрывное устройство. Проверка, к счастью, это не подтвердила.

- 5 мая искали бомбу в торговом центре "Европейский".

- 6 июня сначала поступило сообщение о "минировании" торгового центра "Калужский", а чуть позднее - о такой же угрозе на станции метро "Библиотека имени Ленина" и в 9 библиотеках сразу.

17 июня некий гражданин заявил по телефону о бомбе в аэропорту Домодедово. И уже через несколько часов его задержали дома. Адрес был известен милиции, поскольку этот психически больной мужчина развлекается подобным образом не впервые.

По счастью, все анонимные звонки оказались ложными.

- Но милиция не может знать заранее, ложный звонок или нет, поэтому при любом сообщении проводится комплекс положенных мероприятий, - рассказывает старший прокурор управления прокуратуры Москвы Сергей Леонтьев. - На место происшествия немедленно прибывают наряды милиции, кинологи с собаками, спасатели, бригады "скорой помощи", бригады пожарных, специалисты-взрывотехники... Конечно, стараются обследовать территорию так, чтобы не вызвать паники среди находящихся здесь людей.

Портрет террориста

Так кто же эти злоумышленники?

Специалисты нарисовали психологический портрет среднестатистического телефонного террориста. Вопреки моим представлениям это оказались вовсе не подростки, которые балуются от безделья. Хотя, действительно, было время, когда в школы зачастили кинологи с собаками. Поводом для такого "терроризма" были: контрольная, невыученный урок... Но когда с родителей стали требовать возмещения ущерба, "школьные" звонки стали сходить на нет.

Конечно, несовершеннолетние еще попадаются (например, учащийся колледжа поставил недавно на уши торговый центр "Варшавский"), но их уже немного. Как и психически больных.

"И женщин среди осужденных "телефонных террористов" нет, - заверил Леонтьев. - В основном же все злоумышленники - мужчины в состоянии алкогольного опьянения". Один великовозрастный балбес сообщил о взрывчатке в московском банке по мобильному телефону аж из Тверской области, а другой - из столичного ресторана, где праздновал свой день рождения. На суде их спрашивают: зачем звонили? "Просто так. По пьяной лавочке".

Итак, среднестатистический "телефонный террорист" (если судить по приговорам) - это подвыпивший мужчина в возрасте 30-40 лет, то есть вполне уже зрелый человек, способный отдавать себе отчет в том, что последует за его "шуткой". Это психологический тип тех же вандалов, которые тайком ломают телефонные автоматы, царапают автомобили. Движет ими отнюдь не особое чувство юмора, а желание причинить другим людям неприятности, оставшись при этом безнаказанными. И безнаказанность тут ключевое слово.

Статистика говорит, что расплодившись в лихие девяностые, племя "телефонных террористов" сегодня редеет. В прошлом году было чуть более трехсот звонков. За пять месяцев этого года - 92 звонка... Это значит, что любители злых шуток (которые, конечно же, никуда не исчезли) подсознательно ощутили - в стране и в Москве наступает порядок. И за хулиганство придется отвечать.

Справка "РГ"

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

компетентно

Александр Степанов, начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью Московской межрегиональной транспортной прокуратуры:

- Чем опасны такие "шутки"? Конечно, проверка выливается в немалые суммы - задействуют МЧС, пожарных, медиков, милицию, а то и спецтехнику... Иногда приходится перекрывать вокзалы или аэропорты. Останавливается работа огромных предприятий. Это миллионные расходы.

Но ведь цена ложного звонка измеряется не только причиненным материальным ущербом. Самое главное - моральная обстановка. Всякое сообщение о теракте, даже ложном, вызывает у людей чувство незащищенности, тревоги. А если вдруг при эвакуации начнется паника, что само по себе страшно?.. Тот же пассажир переволнуется - сердце прихватит. А сколько нервов уйдет! Не исключены и другие потенциальные жертвы.

Но все это не должно спугнуть людей, которые искренне хотят помочь в борьбе с терроризмом. Бывает, звонок может оказаться ложным, но не по злому умыслу - просто человек увидел подозрительный пакет, в котором оказались забытые продукты. В этом случае, конечно, никакого преступления нет. Но, как правило, такие бдительные граждане не скрывают своей фамилии по телефону.