Затянувшаяся весенняя сессия обеих палат Федерального Cобрания оказалась весьма продуктивной по отношению к российскому бизнесу. А законотворческие планы на осень должны открыть предпринимателям новые возможности. Об этом "РБГ" рассказал заместитель секретаря Общественной палаты, вице-президент ТПП России Сергей Катырин.
- Сергей Николаевич, чем, на ваш взгляд, будет отличаться предстоящий предпринимательский год от уже уходящего?
- Российский средний класс вырос из прежних "коротких штанишек". Они стали жать ему в шагу. Не побоюсь сказать, что троекратное поднятие планки предельной суммы годового дохода налогоплательщика в целях применения упрощенной системы налогообложения (УСН) позволяет говорить о бизнесе не как о "бизнесе", а как о серьезной заявке на возможность расширенного воспроизводства.
Что такое в современных условиях 20 миллионов рублей годового дохода? Тут бы свою семью прокормить да поддержать дело на плаву. Либо дробить бизнес на полусерые структуры.
Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", кстати, инициированный Торгово-промышленной палатой России, поднял планку УСН до 60 миллионов в год. Это, по моему мнению, особенно важно для инновационных, наукоемких малых предприятий.
Разумеется, мы не удовлетворены тем, что закон принят на период всего 2010-2013 годов. Мы будем продолжать обсуждение осенью.
- Другая инициатива ТПП России имеет, как известно, пятилетнюю историю. Почему так долго абсурдность применения контрольно-кассовых аппаратов в условиях единого налога на вменяемый доход не становилась очевидной для руководства страны?
- Важно, что Федеральный закон "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" наконец-то принят. Почему так долго? Появился другой бизнес - по обеспечению предпринимателей контрольно-кассовыми аппаратами со всеми их причиндалами и сервисом. Разумеется, этот "вмененный" рынок не хотел покидать комфортной для него ниши. Пришлось преодолевать сопротивление.
- Особенно частый вопрос для российских предпринимателей: распространяется ли на них презумпция невиновности? Или они априори правонарушители?
- Это коренной вопрос всего, что произошло в законодательстве. Я бы выделил поправки в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". Доступ к выкупу или пролонгации аренды был открыт только так называемому добросовестному арендатору. Каков критерий добросовестности? Его устанавливал сам арендодатель. Надо думать, не задаром.
Теперь закон устанавливает минимальный срок аренды для приобретения преимущественного права выкупа до двух лет вместо прежних трех. Уточнен критерий "добросовестности" арендатора. Исключаются нормы, обязывающие помимо договора купли-продажи выкупаемого имущества заключать договор залога.
Также выделю Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции". Расширяется перечень субъектов, с которыми договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут заключаться без проведения торгов (конкурсов или аукционов). К указанным субъектам, в частности, отнесены торгово-промышленные палаты, общественные и религиозные организации, образовательные и медицинские учреждения, муниципальные службы и ряд других. Кроме того, до 1 июля 2015 года разрешается продление без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.
- Каковы планы на осень?
- Если говорить о тех законопроектах, которые Палата планирует инициировать в период осенней сессии 2009 года, то можно выделить поправки в Налоговый кодекс РФ, которыми предлагается наделить руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации правом принимать решение о предоставлении малым и средним предприятиям, соответствующим критериям, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", рассрочки (отсрочки) по уплате налогов, а также пеней и штрафов на срок до 1 года при сумме задолженности более 1 миллиона.
Не могу не отметить законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий снятие ограничения на применение упрощенной системы налогообложения малыми предприятиями, имеющими обособленные подразделения в виде представительств. Необходимость таких изменений обусловлена тем, что они не ведут финансово-хозяйственную деятельность, а лишь представляют интересы предприятия в регионах. Вместе с тем отсутствие возможности иметь представительства для многих малых предприятий, применяющих УСН, является фактором, сдерживающим их развитие. Сейчас мы планируем запросить мнение Минфина России по данному вопросу.
Однако есть позиции, по которым мы решили, что называется, не откладывать на завтра и инициировать сегодня. Я имею в виду проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации". Проектом предлагается внести в статью 59 Трудового кодекса РФ изменение, в соответствии с которым срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Поясню. Сегодня в отношении права субъектов малого предпринимательства заключать срочные трудовые договоры статьей 59 Трудового кодекса РФ установлены ограничения по численности работников, занятых на малом предприятии или у индивидуального предпринимателя (до 35 человек, а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек). В то же время согласно закону о малом и среднем предпринимательстве уставлено ограничение по численности работников - до 100 человек. На наш взгляд, следует снять данное ограничение как сдерживающее развитие малого предпринимательства и привести нормы Трудового кодекса в соответствие с базовым законом о малом бизнесе. Принятие проекта закона будет иметь важное практическое значение для работодателей (малых предприятий), которым в условиях сложной экономической обстановки необходимо диверсифицировать свою финансово-хозяйственную деятельность, изменить характер оказываемых работ (услуг), заниматься различными направлениями предпринимательской деятельности. Привлечение сотрудников на условиях заключения срочного трудового договора позволит отчасти решить данную проблему.
Прошу простить за канцеляризмы, которыми изобилует наше законодательство. Но из "песни" слово не выбросить.