Министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение законопроект, который позволит заключенным сидеть не слишком далеко от родного дома.
Если кто-то из близких заболел или у родных нет денег приезжать на свидание, арестанту надо будет написать заявление. Тогда есть шанс, что ему пойдут навстречу. Хотя в каждой конкретной ситуации тюремщики будут решать индивидуально.
Такие просьбы и сегодня звучат регулярно: кем-то из арестантов движет охота к перемене мест, а у кого-то действительно серьезные причины. Однако гражданам начальникам в данном случае закон не писан. Они могут перевести заключенного, только если он тяжко болен, в специальную лечебную зону. Или когда тюрьма закрывается на ремонт. Еще человека могут отправить в другую колонию в целях безопасности, но здесь тюремная администрация руководствуется какими-то своими соображениями. Допустим, человеку угрожает опасность или он сам стал опасен. Могут перевести с места на место организатора тюремного бунта, чтобы оторвать от своих подручных. А переезд по личным причинам пока в законе не предусмотрен.
Между тем такое положение противоречит международному праву. Да и обычная логика говорит о том, что нельзя рвать все ниточки, которые связывают человека с волей. Иначе он рискует превратиться в одинокого волка, озлобленного на весь мир. Кому от этого станет легче, когда он выйдет на свободу?
- Согласно пунктам 37 и 79 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых на Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве в 1955 году, заключенным следует давать возможность общаться с семьями как в порядке переписки, так и в ходе посещений, - пояснили в Министерстве юстиции России. - Также рекомендуется уделять особое внимание поддержанию и укреплению связей между заключенным и его семьей.
Зато за организацию тюремных бунтов предлагается строже наказывать. Другой законопроект минюста причисляет групповые голодовки заключенных и акты членовредительства к злостным нарушениям. Арестантов, поднимающих волнения, будут переводить под жесткий надзор, а в крайних случаях отправлять на тюремный режим. Напомним, что еще несколько лет назад по местам не столь отдаленным прокатилась серия волнений. Общество так и не сошлось во мнениях, чем были вызваны бунты. Правозащитники обвиняли тюремщиков в закручивании гаек. А тюремщики в свою очередь говорили о том, что криминал борется за власть на зонах.
- Всегда было противостояние криминала и администрации, - рассказали корреспонденту "РГ" в Федеральной службе исполнения наказаний. - Оно не вчера началось и завтра не закончится. Волнения периодически происходят в тюрьмах всего мира.
Тогда тюремное ведомство приняло ряд мер по предотвращению волнений. В последнее время беспорядки на зоне стали случаться гораздо реже, но все равно возникают. Самый свежий пример: в Котельнической воспитательной колонии в Кировской области 47 совершеннолетних арестантов подошли к зданию дежурной части и стали требовать у дежурного ослабления режима содержания: отмену проверок, установленной формы одежды, разрешения спать в дневное время. Получив отказ, они начали бить стекла в столовой и ПТУ, подожгли крышу банно-прачечного комбината. Прибывшие сотрудники УФСИН прекратили хулиганские выходки осужденных.
Минюст предложил строже наказывать за такие волнения.
Максимальный срок пребывания в штрафном изоляторе будет увеличен с 15 до 30 суток. Нарушителей из колоний особого режима, где содержатся рецидивисты, смогут переводить в одиночные камеры на срок до 1 года.