25.08.2009 02:00
    Поделиться

    Российский моторынок растет на 25-30 процентов в год

    На российском моторынке доминируют байки стоимостью более 10 000 долларов

    Байки, квадроциклы, скутеры - все, что оглушительно трещит и добавляет адреналина в кровь обывателя, - сейчас на пике моды. По прогнозам экспертов, мировой объем продаж разного рода мотоциклов к 2011 году достигнет уровня в 55,7 миллиона штук.

    Причем рост будет наблюдаться как на традиционных для мототехники рынках сбыта, так и на развивающихся, в том числе и на российском.

    В Китае, правда, где больше всего продается и производится мотоциклов, разбогатевшее население активно пересаживается с двухколесных транспортных средств на четырехколесные. В то же время в развитых странах Европы дороговизна топлива и рост всевозможных ограничений на использование автомобилей, наоборот, способствуют тому, что все больше людей обращают свой взор на мототехнику.

    Рынок больших и дорогих мотоциклов с объемными двигателями, по мнению аналитиков, до 2011 года останется достаточно стабильным, в то же время отмечается рост таких угроз, как старение круга потенциальных покупателей такой техники, а также неуклонный рост затрат на страховку как в США, так и в Западной Европе.

    Эксперты делят весь мотоциклетный рынок мира на две большие группы. Первая - это так называемая "триада" - США, Западная Европа и Япония. В этих регионах мотоцикл чаще всего используется для отдыха и развлечения и приобретается обычно теми, у кого уже есть один или несколько автомобилей. На этом рынке доминируют сравнительно большие, сравнительно мощные и сравнительно дорогие мотоциклы в среднем ценовом диапазоне 5000-6500 долларов.

    Вторая группа - это развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Ближнего Востока. Этот рынок значительно более объемен, если считать по количеству мотоциклов, однако здесь доминируют дешевые, маленькие и маломощные модели. Здесь мотоцикл рассматривается как основное и единственное транспортное средство.

    Россию можно отнести к первой группе, нежели ко второй. У нас мотоцикл скорее роскошь, чем средство передвижения. Если в 90-х годах мотоцикл был просто дорогой игрушкой для избранных, то сейчас мототехнику покупают люди и со средним доходом, ведущие активный образ жизни. Они, как правило, хорошо знакомы с техническими характеристиками, а зачастую и обладают навыками езды. По сравнению с 90-ми годами покупатели "помолодели", их средний возраст сегодня составляет 30-35 лет.

    Продажи мотоциклов у нас растут из года в год. В 2002 году по всей стране было продано 3000 мотоциклов, в 2004-м - 8000, а в 2007-м - уже 12 000. Конечно, на фоне европейских продаж эти цифры кажутся скромными, тем не менее налицо явная тенденция уверенного роста рынка. На сегодня прирост составляет 25-30 процентов в год.

    По прогнозам генерального директора компании "Тринити Спорт" Алексея Михитарова, существующее положение на рынке сохранится еще как минимум пять лет, рынок будет расти в среднем на 30-40 процентов ежегодно. Тенденции развития рынка по сегментам в целом не изменятся, есть предпосылки к росту динамики продаж мотоциклов и скутеров, являющихся наиболее маневренными транспортными средствами в условии загруженных дорог. Повысится популярность спортивных моделей. В технологическом плане изменения будут связаны с совершенствованием всех технических параметров двигателей - мощности, экономичности, моментных характеристик, а также со снижением общего веса техники. Постепенно 2-тактные двигатели будут вытесняться 4-тактными.

    Лидер продаж в России - мотоциклы Yamaha. Наиболее популярные модели - Yamaha Fazer 600, Yamaha Fazer 1000. Большой популярностью в последнее время пользуются мотовездеходы, это самый быстродинамичный сегмент рынка прирастает ежегодно на 50 процентов. Основные причины столь активного развития - возможность круглогодичного использования этого вида мототехники, а также популяризация активного образа жизни (охота, рыбалка, спорт, отдых за городом). Наибольшим спросом пользуется квадроцикл Grizzly 700. Доля гидроциклов на рынке сравнительно невелика - около 9 процентов. Скутеры занимают лишь 1 процент моторынка, за год этот сегмент растет примерно на 30-35 процентов. Самые популярные опять же японские модели - Yamaha BWS 100 и XC 125E.

    Японцы заявили о себе как о серьезном игроке на моторынке в 70-е годы прошлого столетия. До этого здесь доминировали машины британских производителей, таких как Triumph, Norton и BSA. Кроме того, американский Harley-Davidson и итальянские Ducati, Gilera и Laverda производили мотоциклы собственной конструкции.

    Японские мотофирмы, возглавляемые Honda, начали расширять гамму производимых мотоциклов - от малообъемных городских машинок, выпускавшихся ими в послевоенное время, до большеобъемных аппаратов. Но эта угроза с Востока долго не воспринималась всерьез самодовольными британскими мотопроизводителями, даже тогда, когда японские гоночные команды начали не только участвовать, но и побеждать в различных гоночных соревнованиях в Европе и США. Но все это самодовольство вдруг резко исчезло, когда компания Honda представила в 1969 году свою новую модель - 4-цилиндровый СВ750, первый из большого количества последовавших за ним успешных японских мотоциклов. На протяжении 70-х годов члены "большой четверки" японских мотопроизводителей - Honda, Kawasaki, Suzuki и Yamaha - продолжали совершенствовать выпускаемые мотоциклы и наращивать объемы продаж. Каждый год приносил новые достижения в области повышения мощности и технического совершенства. Такие машины, как Kawasaki с трехцилиндровым двухтактным силовым агрегатом, Suzuki RE5 с роторно-поршневым двигателем и шестицилиндровая Honda СВХ1000, коренным образом изменили представления о том, каким может быть мотоциклетный двигатель.

    В начале 90-х годов у японских мотоциклов начали появляться достойные соперники. Некоторые европейские компании, такие как Ducati и BMW, начали выпуск вполне современных машин. Но на нашем рынке модели этих компаний все еще достаточно редки.

    Легендарная компания Harley-Davidson заинтересована в экспансии на российский рынок. Для этого она проводит взвешенную ценовую политику. Самый доступный из "Харлеев" продается в России всего за 395 тысяч рублей. Стратегия компании такова, чтобы не ограничиваться реализацией исключительно дорогих мотоциклов. Во многих странах мира, прежде всего в США, Мексике и Канаде, марка Harley-Davidson считается массовой, а не элитной.

    На российском моторынке импорт занимает 99,5 процента объема продаж. А кто же производит остальные 0,5 процента?

    В этом году исполнилось 80 лет с начала производства российских мотоциклов. Первые в стране мотоциклы были изготовлены в Ижевске в 1929 году под маркой "Иж". Массовое производство мотоциклов началось на ижевском машиностроительном заводе в 1946 году. За 60 лет было выпущено около 12 миллионов мотоциклов различных моделей. За свою долгую историю мототехника ижевского производства прошла испытания временем и дорогами десятков стран мира.

    Ирбитский мотоциклетный завод в Свердловской области, обладатель знаменитого бренда "Урал", недавно выпустил на западный рынок новую модель мотоцикла с коляской - "Урал Т". Модель поступила в продажу у американских дилеров марки с начала июня этого года. Здесь производят также мотоциклы "Капрал" для силовиков.

    В отдельных сегментах рынка наши машины вполне могли бы составить конкуренцию японцам и европейцам, но у них не хватает средств на массовое продвижение своих брендов.

    Поделиться