Сделку по продаже "Опеля" планируется завершить в ноябре

Окончательное решение о продаже автозаводов "Опель" консорциуму с российским участием наконец-то принято.

История этой покупки, которая началась еще в мае, может завершиться в ноябре. Тогда планируется заключить сделку по продаже "Опеля" канадской корпорации "Магна интернэшнл" в партнерстве со Сбербанком.

Судьба немецкой компании "Опель" решалась на прошлой неделе на заседании совета директоров ее владельца - американского автогиганта "Дженерал моторс" в Детройте.

В прошлом планы первых лиц "Джи-Эм" не встречали сопротивления. Однако после того, как флагман американского автопрома пережил болезненную процедуру банкротства и смену руководства, положение изменилось. И появились сомнения, нужно ли вообще продавать "Опель".

Кроме консорциума - российский Сбербанк, "Группа ГАЗ" и канадская "Магна" - на автозавод претендовал бельгийский холдинг RHJ-International. Он рассчитывал купить 50,1 процента акций европейского бизнеса GM за 175 миллионов евро. А партнеры консорциума (российский банк и австро-канадская компания) хотели получить в "Oпеле" по 27,5 процента акций. Существовал и третий вариант - американцы думали оставить заводы себе.

Глава Сбербанка России Герман Греф подчеркнул, что решение далось очень непросто - и компании "Дженерал моторс", и покупателям. Сама сделка по своей структуре беспрецедентно сложна: только одно соглашение о намерениях - документ из более тысячи страниц.

Греф обещал, что у "Опеля" будет абсолютная свобода принятия решений по всем вопросам. Вместе с тем он заметил, что в России существует политический и технологический интерес в том, чтобы усилить развитие автоиндустрии в стране. И Сбербанк видит себя в роли некого связующего звена, способного "открыть дверь на российский автомобильный рынок". Например, банк намерен предоставить услуги собственной филиальной сети для работы и продажи "Опелем" своих машин в России.

история

Сначала был велосипед

"Опель" - автомобиль с символом молнии. Автомобиль-легенда. А началом ее была фирма по производству швейных машинок, которую открыл Адам Опель в слесарной мастерской своего отца. Произошло это в 1862 году в городке Рюссельсхайм в Земле Гессен.

Не менее предприимчивые сыновья Опеля практически заставили отца производить велосипеды. Результат: фабрика становится ведущим предприятием по производству швейных машин и велосипедов в Европе.

Однако Адам Опель умер, не дожив до выпуска первого автомобиля в Рюссельсхайме. А "Опель 4/8 ПС" для массового покупателя сошел с конвейера в 1909 году. Больше всего он полюбился деревенским врачам и ветеринарам. Отсюда и прозвище: "Докторская машина".

Кризис начала 1920-х годов привел к закрытию предприятия "Опель". А вместе с тем и к радикальной реструктуризации, и впоследствии - к новому скачку в производстве. И все-таки спасти предприятие не удается. Менеджмент "Опеля" в 1929 году решается на отчаянный шаг: продажу заводов американскому концерну "Дженерал моторс". Таким образом "Опель" поправляет свое финансовое положение и приобретает возможность экспорта машин. Американцы же получают выход на европейский рынок и фирменные технологии "Опеля". Техническая революция происходит на "Опеле" в 1935 году. А вскоре с конвейера сходит первый "Опель Кадет". До остановки производства в 1940 году "Опель" производит более 100 тысяч машин этой модели. А потом была война. В 1945 году установки для производства "Опель Кадета" демонтируют и отправляют в СССР. Модель принимает новое имя: "Москвич 400" и сходит с конвейера теперь уже в Москве.

В 1948 году "Дженерал моторс" снова перенимает бразды правления. Марка "Опель Капитан" становится статусным символом новой буржуазии и продается лучше "Мерседеса". В 1972 году "Опель" опережает по доли на рынке даже "Фольксваген". В начале 1990-х продукция автохолдинга получает новый толчок после воссоединения Германии. Однако позже все девяностые знаменуются бездарным управлением американского концерна. Именно менеджмент "Дженерал моторс" приложил руку к падению популярности бренда "Опель" и привел предприятие на грань банкротства. Вся прибыль уходила в Детройт.

История повторяется. Через восемьдесят лет после первого банкротства "Опель" опять продается...