24 октября отмечается 64-я годовщина учреждения Организации Объединенных Наций - организации, которая, будучи универсальной по своему составу (192 государства-члена), обладает уникальными и неоспоримыми преимуществами по сравнению со всеми остальными каналами международного взаимодействия.
Своим рождением ООН обязана Великой Победе над фашизмом, шестьдесят пятую годовщину которой мир будет праздновать в будущем году. Вторая мировая война обернулась величайшей трагедией для народов Европы и мира. Через неимоверные усилия многих стран, через страдания и гибель миллионов людей к мировому сообществу пришло осознание безальтернативности системы коллективной безопасности, необходимости создания надежных механизмов обеспечения международного мира. Стремление навсегда избавить человечество от бедствий войны послужило надежной основой для создания Организации Объединенных Наций. Ее Устав стал кодексом поведения государств и международных организаций и общепризнанным фундаментом для формирования нового мироустройства и системы международного права. Сейчас речь идет о том, чтобы воплотить на практике тезис, что нельзя обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других.
Прошло уже шесть десятилетий с момента рождения всемирной Организации. Несмотря на все потрясения и исторические изменения, произошедшие на международной арене, ООН выстояла и доказала свою состоятельность и эффективность. А в современных условиях, когда у международного сообщества не остается иного выбора, кроме как теснее сплотиться и еще более объединить усилия перед лицом таких глобальных вызовов, как угроза распространения оружия массового уничтожения, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, транснациональная оргпреступность, региональные конфликты, беспрецедентный по масштабам и последствиям глобальный финансово-экономический кризис, бедность, продовольственный кризис, изменение климата, значение и авторитет Организации объективно будут только расти. Причинно-следственная связь здесь очевидна - решение всех этих накопившихся проблем требует незамедлительного и коллективного ответа со стороны международного сообщества, отказа от национального эгоизма, задействования эффективных и согласованных мер по формированию более справедливой и стабильной архитектуры международных отношений в политике, экономике и финансах, которая учитывала бы требования современности и опиралась бы на принципы равноправия, взаимной выгоды и уважения международного права. Инструмент для достижения таких благородных целей в руках международного сообщества имеется - это Организация Объединенных Наций.
В России, признавая важность адаптации ООН к современным условиям и выступая в этой связи за ее рациональное реформирование, видят в Организации безальтернативный всемирный форум, обладающий универсальным мандатом и общепризнанной легитимностью.
Это - ключевой элемент всей современной системы международных отношений, которая должна базироваться на многосторонних и правовых началах. В Москве заинтересованы в возможно более полном раскрытии резервов ООН как центра открытых, честных дебатов и координации мировой политики на взаимоуважительной, справедливой основе, без двойных стандартов.
Сегодня всемирная Организация переживает нелегкий, требующий новых, содержательных, подчас нестандартных решений и идей период своей трансформации и настройки к новым условиям. Однако ее дальнейшая востребованность и громадный потенциал сомнению не подлежат. И это со всей убедительностью подтверждает анализ первых итогов открывшейся 15 сентября очередной, уже 64-й по счету сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Во-первых, общеполитическая дискуссия характеризовалась беспрецедентно высоким уровнем представительства государств-членов Организации: в ней приняли участие свыше 120 глав государств и правительств.
Во-вторых, дискуссия показала, что в международных отношениях постепенно складывается общее понимание в отношении путей решения тех глобальных проблем, для которого требуется объединение усилий всего человечества. Конечно, позиции государств-членов по столь широкому спектру вопросов, который обсуждается в рамках ООН, имеют свои национальные особенности. Однако важно, что они озвучиваются именно на "площадке" ООН, являющейся проверенным жизнью и временем механизмом гармонизации интересов различных государств.
В-третьих, общеполитическая дискуссия подтвердила (и это, пожалуй, самое важное), что ООН по-прежнему остается ведущим координационным центром по выработке согласованных подходов к вопросам безопасности, развития и обеспечения прав человека в их неразрывности.
Совсем не случайно, что в своем выступлении 23 сентября на Генеральной Ассамблее ООН Президент России Д.А.Медведев особо подчеркнул, что без участия и вне рамок ООН невозможно эффективное решение задач финансово-экономической стабилизации, энергетической безопасности, многостороннего разоружения, урегулирования региональных конфликтов, защиты прав человека.
Ту непреложную истину, что международное сообщество может и должно работать сообща, подтвердило и прошедшее на следующий день заседание Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространению. В ходе него лидеры государств-членов Совета высказались за необходимость совершенствования и укрепления глобального режима нераспространения и разоружения с опорой на международные механизмы и, прежде всего, Договор о нераспространении ядерного оружия. В принятой по итогам заседания резолюции СБ ООН 1887 заложены практические меры по эффективному реагированию на общие угрозы в ядерной сфере.
О важности выработки единой стратегии свидетельствовали заседания "ближневосточного квартета" и Координационного комитета помощи палестинцам, состоявшиеся на "полях" текущей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Очевидно, что обеспечение безопасности в регионе невозможно в условиях разрозненности усилий по отдельным направлениям ближневосточного урегулирования.
В пользу переговорной логики говорило и обсуждение на "полях" сессии Генеральной Ассамблеи ООН ситуации вокруг иранской ядерной программы. Президент России Д.А.Медведев подтвердил, что Россия сохраняет приверженность серьезному диалогу с Ираном с целью снятия озабоченностей международного сообщества относительно ядерной программы этой страны и обеспечения ее транспарентности.
Вполне логично, что одним из "узловых" на 64-й сессии стал вопрос о преодолении последствий глобального финансово-экономического кризиса. Особый отпечаток на соответствующие дебаты наложил тот факт, что 24-25 сентября, т.е. параллельно с первыми днями общеполитической дискуссии, в Питтсбурге проходила встреча лидеров "двадцатки" крупнейших экономик мира. На ней удалось выработать ряд конкретных мер - т.н. "стратегию выхода", направленную на обеспечение устойчивого и сбалансированного экономического роста.
При этом не вызывает сомнений, что именно ООН остается универсальной платформой для определения политических рамок реформы глобальной финансово-экономической архитектуры. Примечательно, что позиции стран-членов ООН по приоритетным направлениям глобальных антикризисных усилий, подходам к решению ключевых задач в сфере развития во многом созвучны.
Отдельный аспект деятельности ООН - проблематика содействия международному развитию с упором на достижение Целей развития тысячелетия. Главная озабоченность членов всемирной Организации состоит в том, что из-за сбоев в функционировании международной финансово-экономической системы под угрозой срыва оказываются перспективы и сроки достижения Целей развития тысячелетия, что может негативно отразиться, прежде всего, на беднейших странах мира. В этой связи особо подчеркивалась значимость оказания донорского содействия нуждающимся странам, добросовестного выполнения договоренностей, принятых на саммитах "двадцатки" и на Конференции ООН по глобальному финансово- экономическому кризису и его последствиям для развития. В данном контексте большое значение будет иметь успешное проведение в 2010 году Саммита ООн по ЦРТ в рамках Генассамблеи ООН.
Отдельно следует отметить саммит высокого уровня по вопросам глобального изменения климата 22 сентября. Несмотря на "чувствительность" данной темы для многих членов всемирной Организации, важно, что у них есть желание и готовность вести диалог по будущему международному климатическому режиму на период после 2012 года. Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая пройдет в Копенгагене в декабре 2009 года, будет здесь весьма показательной. Россия и другие страны активно работают над повышением энергоэффективности своей экономики. У нас к 2020 году она должна повыситься на 40 %.
Как представляется, приведенных выше фактов вполне достаточно, чтобы подвигнуть скептиков, все еще сомневающихся в жизнеспособности Организации Объединенных Наций, изменить свои взгляды. Мы же придерживаемся иных убеждений и поэтому вместе с нашими партнерами будем и впредь настойчиво работать в интересах утверждения логики многосторонних подходов в поиске решения глобальных проблем, формирования под эгидой ООН позитивной, объединительной повестки дня по широкому кругу общих для всех государств глобальных вызовов и угроз.