Ей посвящали стихи, которые и сейчас можно найти в Интернете, на именном сайте Елены. На австралийских Играх-2000 с чьей-то легкой руки миниатюрную россиянку с лучистыми глазами прозвали "невестой Сиднея". А сама гимнастка, подгадавшая к своему 18-летию золотые олимпийские медали в опорном прыжке, вольных упражнениях и серебряную в команде, уже мечтала о новых победах. Прекрасная Елена вернулась с "бронзой" из Афин-2004 и готовилась к Пекину-2008, но человек, как известно, предполагает... На недавнем международном турнире в Минске Замолодчикова выставляла оценки тем, с кем вполне еще могла бы посостязаться на помосте.
- Лена, в качестве арбитра вы выглядите очень элегантно. И все-таки, неужели не было другого продолжения карьеры для двукратной олимпийской чемпионки? Эта колея, простите, какая-то уж слишком накатанная...
- Как накатанная? Может, для ваших, белорусских спортсменов это привычное занятие, но в России, мне кажется, редко из большой гимнастики уходят в судейство, поэтому ощущается дефицит квалифицированных арбитров. Когда предложили, я с удовольствием согласилась. К тому же занимаюсь не только этим: тренирую детишек, сама еще продолжаю выступать. Летом, например, помогла сборной России завоевать серебряные медали в командном первенстве на Всемирной универсиаде в Белграде. Первыми стали китаянки, большинство из которых принимали участие в пекинской Олимпиаде. А у нас на помост выходили студентки...
- А ваша студенческая эпопея в санкт-петербургской ГАФК имени Лесгафта еще не завершена?
- Я в аспирантуру поступила. Надо же двигаться дальше.
- Предложений поработать за границей не было?
- Нет. Я могла бы, наверное, уехать на какое-то время, чтобы поучиться чему-то новому, но остаться там жить не согласилась бы, даже мысли такой не возникало. Я все-таки патриот своей страны.
- Не хотелось бы бередить затянувшуюся, надеюсь, рану, но вы ведь мечтали выступить в Пекине, и прошлогодние Игры могли стать для вас уже третьими?
- Да, я готовилась к ним. Сейчас уже более-менее успокоилась, отошла, но для меня было большим ударом не попасть на Олимпиаду. Хотя в принципе адекватно оценивала свои силы и способности на тот момент и понимала, что травма спины не даст мне возможности полностью исполнить программу, которая была бы достойна выступления на Играх. Ехать же просто шестым-седьмым номером не видела смысла. Конечно, очень переживала, но, в конце концов, жизнь продолжается...
- Вот именно. Тем более многие еще сегодня помнят драму белоруса Ивана Иванкова, летевшего на Олимпиаду в Атланте в ранге одного из безусловных фаворитов, двукратного чемпиона мира и Европы, однако с незалеченной травмой. Три олимпийских цикла так и не принесли ему даже одной награды. Зато вас в совсем юном возрасте окрестили "невестой Сиднея"...
- Ой, вы знаете, мне только исполнилось восемнадцать, и такой ажиотаж был совершенно неожиданным. Я особенно не придавала значения этим нюансам и спустя, наверное, только два месяца после возвращения домой по-настоящему поняла, что выиграла олимпийское "золото". А там, в Сиднее, настолько выложилась, выдохлась - не осталось сил даже радоваться, пребывала в шоке.
- Вы коренная москвичка, однако при всех столичных соблазнах и возможностях ваше детство пришлось на нестабильные 90-е годы. Гимнастика стала для вас в каком-то смысле спасительной опорой в жизни?
- Да, и, наверное, мне повезло, что я родилась в то время, когда соблазнов было куда меньше, чем сейчас. Первый сотовый телефон у меня, помнится, появился в 1998-м. Тогда не было ни грантов, ни теперешней системы поощрений спортсменов, все строилось на желании чего-то добиться и патриотизме.
- Помнится, в 1998-м вам не было равных на Всемирных юношеских играх в Москве. Тогда отличившимся уже вручались какие-то премиальные?
- Да, это мои первые призовые, по-моему, в размере тысячи долларов. Сборная России выиграла тогда все - командное первенство, многоборье, снаряды, и для меня это были большие деньги. Мы на них купили в дом что-то из мебели.
- Вы в то время жили еще, наверное, в коммуналке?
- И знаете, не могу сказать, что очень тужила из-за этого. Где-то уже с пятого класса я почти дома не бывала, мы все время, практически круглый год, проводили на сборах. Поэтому меня не утомляло житье в коммуналке, хотя, конечно, хотелось иметь свою отдельную квартиру...
- И когда она появилась?
- В 2001 году. У меня отец был военным, ликвидатором-"чернобыльцем", стоял в льготной очереди, ну и, в конце концов, не без помощи олимпийских наград, конечно, я получила квартиру в Москве.
- Лена, когда-то советские, в том числе российские и белорусские, гимнастки на всех соревнованиях обязательно сражались за золотые награды. Та гегемония безвозвратно ушла в прошлое?
- Мы уже говорили, что тогда растили патриотов, которые на самом деле беззаветно любили свое дело, страну и на все сто выкладывались на тренировках и соревнованиях. Сейчас другое поколение. Тем не менее у нас в России неплохая молодежная сборная, и если девочки с дисциплиной справятся, будут выполнять то, что им скажут, думаю, у них большое будущее. А белорусских гимнасток, помимо нынешнего турнира, я видела на матчевой встрече Россия - Беларусь перед Олимпиадой в полном составе. Заметен очень большой прогресс. Девочки подтянулись и выглядят вполне достойно. О медалях на чемпионатах мира, может, говорить еще рано, но это уже команда.