Анатолий Чабунин: О преимуществах долгосрочных контрактов на содержание дорог

Федеральные дороги - важнейшие автомобильные магистрали нашей страны, находятся в ведении Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, которое было основано в 2004 году. О том, какие изменения произошли в течение последнего пятилетия в правовом поле, о функциях и задачах дорожного ведомства корреспондент "Российской газеты" беседует с руководителем Росавтодора Анатолием Чабуниным.

Анатолий Михайлович, какие основные законодательные новации коснулись Федерального дорожного агентства?

Самое главное событие последних лет для дорожников - это принятие Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности...", ставшего фундаментом дорожного законодательства. Еще два года назад дорожное хозяйство оставалось единственной крупной отраслью экономики, не имевшей своего базового нормативного акта. Даже такое понятие, как "автомобильная дорога", было довольно размыто. Сегодня дорожники действуют в четком правовом поле.

Также Правительством Российской Федерации утверждена классификация автомобильных дорог, нормы отвода земель, ряд других нормативных актов. Утверждены более десяти национальных стандартов в области безопасности движения, геометрических параметров дорог, расчетных нагрузок и габаритов.

Утверждены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог, разработана нормативная база в развитие этих документов.

О нормативах денежных затрат говорилось как о настоящем прорыве, который в ближайшее время приведет к значительному улучшению качества автодорог в России. Каких успехов удалось добиться в этом направлении?

С 2008 года начат поэтапный переход на нормативы денежных затрат на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог.

Так, если в 2007 году объем финансирования из федерального бюджета дорожно-эксплуатационных работ составлял 45 млрд рублей, то в 2008 году он увеличился до 66 млрд рублей. В результате объем капитального ремонта и ремонта федеральных дорог в 2008 году впервые с начала реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010)" превысил 5000 км.

Однако дальнейший переход на нормативное финансирование содержания и ремонта дорог в условиях кризиса затормозился. В 2009 году объем финансирования из федерального бюджета дорожно-эксплуатационных работ снизился примерно до 64 млрд рублей.

В 2010 году в проекте федерального бюджета предусмотрено только около 62 млрд рублей.

При этом происходит увеличение протяженности сети федеральных дорог. Только за последние 3 года она увеличилась на 3 тысячи километров, причем за счет передачи в федеральную собственность новых маршрутов, которые имеют неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и требуют существенных затрат на ремонты.

В этих условиях смягчить влияние снижения объемов финансирования могло бы заключение долгосрочных контрактов на содержание автомобильных дорог.

В чем преимущества таких долгосрочных контрактов?

Вот вам практический пример: в конце года прекращается действие годовых контрактов на содержание автодорог. Заключение новых контрактов осуществляется строго по законодательству о госзакупках и занимает определенное время. Кроме того, недовольные результатами торгов проигравшие участники могут чинить различные препятствия выполнению контрактов.

Спрашивается, кто же будет убирать снег, который выпадет в начале года? Долгосрочные контракты обеспечат возможность непрерывного круглогодичного содержания дорог.

Предприятия, выигравшие долгосрочные контракты на содержание дорог, получат стимул к внедрению инноваций, направленных на увеличение долговечности сооружений и конструкций и повышение качества содержания, к развитию производственной базы, в том числе путем лизинга техники. Сегодня лизинг дорожной техники, который призван стать эффективным инструментом ускорения модернизации производственной базы подрядных организаций, рискован для подрядчика, ведь он не может прогнозировать свои финансовые потоки в длительной перспективе.

Долгосрочные контракты в сфере содержания дорог окажут положительное влияние на финансовую и экономическую устойчивость подрядных организаций, а также круглогодичную занятость работников подрядных организаций. Кроме того, будут снижены затраты из федерального бюджета на организацию торгов.

Что же мешает заключать долгосрочные контракты, ведь сегодня заключаются такие контракты в сфере дорожного строительства?

Дело в том, что действующие правила принятия решений о заключении госконтрактов предполагают принятие решения Правительства Российской Федерации по каждому из заключаемых контрактов с описанием работ и указанием показателей результата. А контрактов на содержание федеральных дорог у нас ежегодно заключается более пятисот. Минтрансом подготовлен нормативный акт правительства Российской Федерации, утверждающий общий объем финансирования содержания дорог и искусственных сооружений и распределение его объема по органам управления дорожным хозяйством. Так что определенные успехи в этом направлении есть.

Аналогичная работа уже проведена в отношении долгосрочных контрактов по объектам капитального ремонта. Минфином России принятие такого постановления Правительства Российской Федерации поддержано.

В непростой посткризисный период правительство уделяет повышенное внимание вопросам поддержки малого бизнеса. Учитывая, что Росавтодор является одним из крупнейших бюджетополучателей, как обстоят дела с распределением госзаказа среди малых предприятий?

Росавтодор предпринимает все возможные меры для того, чтобы небольшие предприятия могли выполнять дорожные работы на федеральных автодорогах. В агентстве работает специальный отраслевой совет по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. С этого года в Положение о Федеральном дорожном агентстве внесены новые полномочия по реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с законом о размещении госзаказа Росавтодор обязан осуществлять размещение от 10 до 20 процентов заказов у субъектов малого предпринимательства. К сожалению, нормативная база, разработанная для реализации закона, недостаточно учитывает особенности привлечения малого бизнеса к дорожным работам. Перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденный правительством из позиций, применимых в дорожном хозяйстве, кроме офисных товаров, информационных и других услуг, научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, содержит такую услугу, как строительство объектов. При этом максимальная цена контрактов или лотов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, ограничена суммой 15 млн рублей. Но в дорожном строительстве основную часть контрактов на строительство дорог нельзя без ущерба для качества конечной продукции разделить на пятнадцатимиллионные лоты. С другой стороны, у нас есть огромный объем работ по содержанию дорог, многие виды которых могли бы выполняться субъектами малого предпринимательства, но такие работы не включены в перечень. Поэтому сейчас мы ведем работу по расширению этого перечня, чтобы расширить возможности малого бизнеса по выполнению работ на федеральных автодорогах.

Сегодня много говорится о необходимости расширения использования инновационных технологий. Каковы планы Росавтодора в этом направлении?

В условиях снижения объемов бюджетного финансирования нам необходимо оптимизировать расходы на дорожное хозяйство. И поэтому мы выработали ряд новых подходов, которые касаются практически всех аспектов деятельности дорожного хозяйства.

Для реализации новых подходов к планированию дорожных работ при подготовке программ маршрутного ремонта вырабатываются наиболее эффективные варианты географии объектов с учетом новых приоритетов финансирования работ по подпрограмме "Автомобильные дороги". Кстати, при проведении такого вида ремонта, как ликвидация колей с фрезерованием и заполнением асфальтобетоном, пользователи не увидят на проезжей части неровных заплат. Мы будем внимательно следить за тем, чтобы при этом устраивался защитный слой на всю ширину покрытия. При планировании содержания дорог внедряется дифференцированный подход к периодичности выполнения видов работ в рамках утвержденных нормативных документов в зависимости от местных условий. Простой пример: частота очистки разделительных полос и откосов дорог от мусора в зоне светофоров, железнодорожных переездов, на перегруженных движением участках будет больше, чем на участках свободных транспортных потоков.

Особое внимание уделяется инновациям, направленным на повышение безопасности движения. В 2009 году в соответствии с планом НИОКР Росавтодора разрабатывается национальный стандарт на требования к надземным пешеходным переходам. В этот стандарт войдет и требование по оборудованию переходов приспособлениями для детских колясок и инвалидных кресел. Конструкции должны быть удобны и для пожилых людей.

Внедряем на федеральных дорогах и энергосберегающие технологии.

Что это за технологии?

Снижение энергозатрат при эксплуатации дорог и искусственных сооружений - одно из важнейших направлений инновационной деятельности. Наиболее энергоемкими сооружениями на дороге остаются линии освещения, пешеходные переходы в разных уровнях, тоннели. На федеральных дорогах будут шире применяться системы автоматизированного управления освещением дорог, учитывающие общую освещенность, сигнализирующие о сбоях в системе освещения.

При проектировании надземных пешеходных переходов предусматриваются требования, направленные на снижение энергозатрат при их эксплуатации. Мы планируем проводить НИОКР, направленные на совершенствование систем освещения дорог, применение энергосберегающих конструкций светильников и ламп, на рациональное размещение опор освещения, обеспечивающих эффективное и экономное освещение проезжей части и тротуаров. Новые перспективы в повышении эффективности управления дорожными работами открываются с внедрением навигационной системы ГЛОНАСС. Сейчас мы отрабатываем технологии контроля движения дорожных машин, оптимизации расходования топлива и материалов при содержании дорог. В дальнейшем система ГЛОНАСС станет основой интеллектуальных транспортных систем, направленных на повышение эффективности управления транспортными потоками, на повышение качества обслуживания всех пользователей автомобильных дорог федерального значения.

Досье

Чабунин Анатолий Михайлович родился 28 февраля 1960 года в поселке Чаны Чановского района Новосибирской области. В 1990 году окончил Новосибирский институт народного хозяйства по специальности "Финансы и кредит". C 1982 по 2001 год работал в организациях разных форм собственности, связанных с финансовой деятельностью. С 2001 по 2004 год - начальник бюджетно-финансового управления Министерства энергетики Российской Федерации, начальник финансово-экономического управления Федерального агентства по энергетике.

В 2004 году перешел на работу в федеральное дорожное агентство на должность начальника финансового управления Федерального дорожного агентства. С 2005 по 2009 год - заместитель руководителя Росавтодора. 17 марта 2009 года распоряжением председателя правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина назначен на должность руководителя Федерального дорожного агентства. Женат, отец двоих детей.

ДОСЛОВНО

Владимир Путин, Председатель Правительства России:

- Развитие и устойчивое функционирование отечественной транспортной и логистической инфраструктуры имеет важнейшее значение для экономики России, укрепления ее социального, технологического и промышленного потенциала. Пристального внимания требуют вопросы повышения качества и безопасности дорожной сети, уровень которых должен соответствовать самым передовым стандартам и требованиям.

факт

Планируемый объем финансирования подпрограммы "Автомобильные дороги" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" на 2010 г. составил 165,3 млрд рублей.

цифра

274 миллиарда рублей предусмотрено на дорожное хозяйство в 2010 году проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов".

кстати

Установлены приоритеты финансирования строительства и реконструкции федеральных дорог. Более 85 млрд рублей будет израсходовано на подготовку объектов автодорожной инфраструктуры к саммиту АТЭС в 2012 г. во Владивостоке.

199 млрд рублей выделяется на строительство объектов к зимней Олимпиаде в г. Сочи. Также в полном объеме будут профинансированы объекты строительства и реконструкции, завершение которых предусмотрено в 2010 г. В их числе и автомобильная дорога "Амур" Чита - Хабаровск, где будут достроены участки общей протяженностью 634 км.