Джамал Сагир: Каждые пять минут на дорогах погибает 12 человек

По оценкам экспертов, за последние 5 лет совокупные потери экономики страны от дорожно-транспортных происшествий составляют 5,5 триллиона рублей. Это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период. Однако безопасность дорожного движения проблема не только России, но и всего мира. К слову сказать, в Москве на прошлой неделе прошла Первая Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения, которая проводилась под эгидой ООН. С просьбой рассказать, почему именно сейчас весь мир решил всерьез взяться за эту проблему, корреспондент "Российской бизнес-газеты" попросил объяснить директора сектора энергетики, транспорта и водных ресурсов Департамента устойчивого развития Всемирного банка Джамала Сагира.

- Г-н Сагир, почему мир занялся этой проблемой именно сегодня? Ведь раньше проблема безопасности дорожного движения, насколько я понимаю, была не менее острой.

- Ответить на этот вопрос просто. Согласно существующим оценкам, за первые 30 лет XXI века в мире будет произведено больше автомобилей, чем за

сто лет, прошедшие с начала их массового выпуска. И можно предположить, что миллионы человек могут погибнуть или получить травмы в ходе ДТП, если не будут предприниматься последовательные меры по их предупреждению. Если мы посмотрим на то, что происходит на дорогах, то увидим достаточно безрадостную картину. На дорогах мира в результате ДТП каждые 5 минут погибает 12 человек и еще, как минимум, 120 госпитализируется или нуждается в ней. В мире к 2030 году, по уточненным прогнозам ВОЗ, по уровню смертности от различных заболеваний ДТП станет четвертой по значимости причиной сокращения жизни и здоровья людей.

Самое страшное, что на дорогах гибнут дети в возрасте от 5 до 14 лет. А это подрастающее поколение, которое должно прийти нам на смену.

- Гибель и увечья это понятно. Но для бизнеса интересен вопрос: каков экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий?

- Прежде всего нужно говорить о человеческом аспекте. Главное - это люди, и их потерю восполнить невозможно. Конечно же, и экономике стран также наносится ущерб, в том числе и финансовый. Если брать цифры, то ущерб для мировой экономики составляет около 2% ВВП. Экономический ущерб для развивающихся стран, рассчитанный по формуле, разработанной и применяемой в рамках Международной программы по оценке безопасности дорог, для оценки экономической стоимости потерянной жизни или серьезных травм в результате ДТП, составляет порядка 385 миллиардов долларов США. Кроме того, необходимо проанализировать и потери каждого домохозяйства. А это также немалые суммы потерь. Если взрослый человек является главой семьи, и он либо получил увечья, либо в результате ДТП наступила смерть, то пострадает вся семья. Это, безусловно, не может не сказаться на доходах семьи, а в реальном секторе экономике на производительности труда.

- Почему для первой министерской конференции по безопасности дорожного движения, которая проходит под эгидой ООН, была выбрана именно Россия? Это говорит о том, что у нас очень большие проблемы в этой области?

- Не совсем так. Проблемы, причем не меньшие, есть и в других странах. Дело - в другом. Именно российское правительство взяло на себя, и, в частности, генерал Кирьянов, инициативу. Так что тот факт, что Россия принимает у себя эту первую министерскую конференцию, равно как и то, что Россия возглавила продвижение данного пункта в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН, свидетельствует о том, что власти страны настроены весьма решительно.

А если учесть тот факт, что темпы роста автомобилизации в России увеличиваются с огромной скоростью, то в этой ситуации важно на раннем этапе дать предупреждающий сигнал. И поэтому правительство можно поздравить с тем, что оно взяло на себя лидирующую роль в выработке подходов к решению данной проблемы. А мы со своей стороны будем рады и готовы сотрудничать с правительством в целом и прежде всего с МВД, для того, чтобы передать России накопленный в мире передовой опыт в этой области. И предоставить - по мере необходимости - техническое содействие.

- Что может предложить Всемирный банк российским властям для решения проблемы?

- Мы можем предоставить разработки по укреплению потенциала управления в области безопасности дорожного движения, так как не только в России, но и в других странах существуют проблемы с организацией руководства, а также с координацией действий различных государственных ведомств. Во-вторых, Всемирный банк мог бы оказать содействие в вопросах проектирования, планирования строительства, эксплуатации и содержания автомобильных дорог. Третий аспект касается доступа к знаниям о лучших примерах мировой практики в области организации и обеспечения безопасности дорожного движения.

- Россияне почему-то считают иначе, исходя из качества наших дорог.

- Необходимо также принять во внимание и рассмотреть другой аспект. Речь идет не только об инженерном обеспечении, не только о строительстве, а о программном обеспечении, которое нужно иметь при проектировании дорог. Уже при проектировании надо задаваться вопросом, как сделать дороги такими, чтобы они были бы одновременно и безопасными. А главный упор при этом делать на том, как эксплуатировать и содержать дороги так, чтобы они одновременно были бы безопасными.

Если сравнить Россию со странами со схожим климатом, например, с Канадой или Швецией, то можно увидеть, что они используют другие методы и подходы при проектировании дорог. Эти методы и подходы Россия могла бы без всякого труда внедрить и у себя.

Еще один критерий касается непосредственно органов ГИБДД. Властям нужно определиться, как сделать так, чтобы дорожная полиция стала одним из инструментов решения данной проблемы. Далеко не всегда очевидно, что проблема обеспечения безопасности дорожного движения является приоритетной для дорожных полицейских. Так что мы будем предоставлять знания, ноу-хау и опыт, накопленный в других странах мира. А российский потенциал позволит очень быстро внедрить все эти меры у себя.

- Вы говорите о методах проектирования, а россияне ругаются, что дороги каждый год кладут почти что заново.

- И в Вашингтоне дороги ремонтируют каждый год. И это хорошо. Однако, говоря о методах управления, мы прежде всего имеем в виду те аспекты, которые связаны с обеспечением безопасности дорожного движения и должны всегда приниматься во внимание, на каждом этапе, начиная от проектирования и заканчивая непосредственно работами, которые производятся на самих дорогах. В том числе и ремонтные работы. Ежегодный ремонт дорог - хороший признак.

- В России почему-то считают иначе.

- Что касается ремонта, то это миф. Как показывает мировой опыт, на ремонт и содержание дороги необходимо затратить лишь 40% от суммы средств, которое могло бы пойти на строительство новой дороги.