Сергей Степашин: Ситуация на АвтоВАЗе очень тяжелая
В условиях беспрецедентного за последнее десятилетие дефицита бюджета на первый план выходит укрепление его доходной базы.
Большую роль здесь могло бы сыграть дальнейшее совершенствование налогового законодательства. На мой взгляд, необходимо форсировать принятие поправок в Налоговый кодекс.
И в первую очередь тех, которые прозвучали в Послании президента. Например, это касается контроля за трансфертным ценообразованием. Как показывают проверки Счетной палаты, этот механизм нередко используется для вывода из-под налогообложения весьма значительных сумм.
Доходы и расходы
Еще один резерв - приватизация госимущества. В последнее время этот вопрос активно обсуждается. Уже названа и сумма доходов бюджета за счет приватизации - 70 миллиардов рублей. Но хотел бы обратить внимание вот на что. Как показывает печальный опыт 1990-х годов, недостаточная прозрачность процесса приватизации создает предпосылки для весьма существенных нарушений. В связи с этим в Счетной палате сформирована специальная инспекция по контролю в данной сфере.
Наша общая головная боль - уязвимость доходной базы бюджета из-за застарелой ориентации на нефтегазовый экспорт, зыбкость которого уже у всех на устах. Лекарства от этого недуга пока мы не нашли. Слабые меры по диверсификации источников бюджетных доходов и оптимизации их структуры - вот причина высокой вероятности неисполнения прогнозируемого объема доходов федерального бюджета за счет поступлений из иных, нежели нефтегазовые, источников.
Да и с расходами пока получается не столько как у оборотистого купца, сколько как у неоправданно скаредного. Из 130 главных распорядителей бюджетных средств в первом полугодии 2009 года 70 учреждений и ведомств не осуществляли предписанное им кассовое исполнение расходов. Реализация пяти Федеральных целевых программ, то есть десятой части от их общего количества, вообще не проводилась. Увы, сюда попала и социально значимая программа "Развитие физической культуры и спорта". А ведь неравномерность кассового исполнения расходов снижает эффективность использования бюджетных средств. У нас их что, вдосталь?
Одновременно мы должны и оптимизировать расходы - точно знать, на что тратим. К сожалению, не первый год на этом направлении остается еще много резервов. Надо срочно вносить изменения в закон о государственных закупках. Два года мы об этом говорим - толку никакого. И если до конца 2009 года мы не примем поправки, все эти вороватые фирмы, которые выигрывают неизвестно как конкурсы, так и будут мешать нашей экономике.
Пока еще не в полной мере реализуются и принципы бюджетирования, ориентированного на результат. Проведенный анализ докладов субъектов бюджетного планирования показывает, что система показателей в ряде случаев не сбалансирована, поставленные цели и задачи не в полной мере отражают функциональную специфику соответствующих ведомств. А динамика планируемых результатов ниже темпов роста соответствующих затрат.
В сфере межбюджетных отношений одним из основных факторов риска является значительное сокращение объема средств, направляемых на софинансирование инвестиционных проектов в регионах. Так, практически прекращается субсидирование развития автомобильных дорог. Это никуда не годится. США и вся Европа строят дороги, а мы сокращаем финансирование.
Плюс модернизация всей страны
Послание президента, по сути, дает старт модернизации страны. Это будет первый в нашей истории опыт переустройства Отечества не по-сталински, а на основе ценностей и институтов демократии. И мы считаем, что место Счетной палаты как одного из таких институтов новой России, как института независимого, внешнего контроля - на самых главных рубежах реформ в любых сферах и отраслях, где работают бюджетные деньги.
Взять, например, корпорации и крупные компании с госучастием. В Послании говорится об актуальной необходимости проведения независимого аудита их деятельности. Поскольку документ носит концептуальный характер, там не уточняются поименно инструментарии такой проверки. Это могут быть негосударственные аудиторские фирмы, консалтинговые агентства. Наряду с этим в России есть независимый контрольный орган - Счетная палата, отдельно прописанный в Конституции в качестве единственного института внешнего, то есть независимого от исполнительной власти финансового контроля.
В рамках этих функций Счетная палата завершила недавно проверку АвтоВАЗа. Ее итоги рассмотрим на коллегии в декабре. Но уже сейчас, в строго предварительном порядке, можно сказать, что 25 миллиардов рублей, выделенных предприятию летом, пошли на погашение долгов и на выплату зарплат. Ситуация на АвтоВАЗе тяжелая. Пока большой вопрос - серьезная реструктуризация, изменение технологических циклов с тем, чтобы после кризиса мы смогли производить действительно конкурентоспособную технику. Потребуются дополнительные финансовые инъекции. Автопром - самая тяжелая отрасль, она больше всего пострадала от кризиса. Что касается АвтоВАЗа, я считаю, решение надо было принимать еще 10 лет назад. Мы должны пойти по пути создания и филиалов ведущих иностранных производств, и совместных предприятий, и строить заводы "под ключ", как это делает Hyundai под Санкт-Петербургом. Что касается собственно легкового транспорта, с учетом открытого рынка, давайте говорить откровенно, если и дальше будем производить устаревшие образцы "Волг" и "Жигулей", будем неконкурентоспособны. Их просто никто покупать не будет.
Президент особо обратил внимание на необходимость активизации усилий по переводу экономики на инновационные рельсы. Кризис должен стать мощнейшим стимулом для обновления промышленного и технологического потенциала России. И Счетная палата уже разработала ряд рекомендаций, которые мы направили в парламент.
Что предлагает Счетная палата? Необходимо обеспечить гарантированный государственный спрос на инновационную продукцию, обеспечить доступ инновационных предприятий к льготным кредитным ресурсам, предусмотреть возможность частичного возмещения государством затрат на реализацию наиболее перспективных проектов. Было бы целесообразно ускорить разработку и принятие необходимых законодательных актов, которые увеличивают спрос российской экономики на инновации. Например, программа энергосбережения могла бы стать составной частью программы модернизации.
Теперь о государственных корпорациях. Они создавались прежде всего как институты развития. В то же время их деятельность так и не удалось скоординировать с реализацией соответствующих федеральных целевых программ, а взаимоотношения с бюджетной системой сделать более прозрачными. Внесение бюджетных ресурсов в уставные капиталы госкорпораций, а затем возвращение неиспользованных остатков в бюджет создают встречные финансовые потоки, затрудняют оценку эффективности деятельности этих корпораций. Было бы желательно провести анализ их потребностей в финансовых ресурсах в увязке с имеющимися у них свободными средствами. И определить оптимальный объем, позволяющий решить поставленные перед госкорпорациями задачи стратегического развития. На все это надо обратить внимание, поскольку пока их судьба решается, они продолжают действовать.
Да и при реорганизации следует учесть опыт РАО "ЕЭС России". Аудиторами Счетной палаты были выявлены поразительные по своим размерам объемы расходов на услуги финансовых и юридических консультантов, привлеченных для реорганизации РАО. Средний размер выплат на одного человека составил 2,7 миллиона рублей. При этом по компенсационной программе средний объем выплат составил 583,6 тысячи рублей на человека, по мотивационной - 3,85 миллиона. По оценкам экспертов, суммы, полученные консультантами, намного превышали действующие рыночные расценки.
Кризис скорее жив, чем мертв
Начинать модернизацию нам предстоит одновременно с выходом из кризиса. Это осложняет задачу. Тем важнее сейчас обратить внимание на то, что не удалось еще сделать. Уже реализованные антикризисные меры обошлись государственной казне в 700 миллиардов рублей. И они в целом сработали. Правительственный план действий позволил ослабить влияние мирового кризиса на нашу экономику, стабилизировать банковскую систему и сгладить резкие колебания валютного курса. И в этом - важнейшая социально-политическая суть исхода противостояния между властью и кризисом.
Хочется избежать казенного "вместе с тем...", но все же. Выполнение мероприятий этого плана составляет 85 процентов. Вообще говоря, это удовлетворительная цифра. Но если бы она была отличной, то было бы все в порядке с доведением финансовых ресурсов до реального сектора экономики. А так большинство системообразующих предприятий по состоянию на 1 июля не смогли получить господдержку, не работал механизм предоставления госгарантий по кредитам, не получило широкого применения субсидирование кредитных ставок. Хотели добиться 2-процентного ежемесячного наращивания кредитования реального сектора. Но лишь Сбербанк и Россельхозбанк выполнили задачу. Сюда же можно отнести досадную неспособность исполнительной власти и законодателей принять предусмотренное число нормативных правовых актов. Из 21 на 1 июля зарегистрировано только 9.
На наш взгляд, не уделяется пока должного внимания проблеме нарастания кредитного риска банков. Ведь в связи с ухудшением финансового положения заемщиков и их тающей способностью обслуживать кредиты темпы прироста просроченной задолженности увеличиваются. Желательно также, чтобы исполнительная власть добилась большей доступности банковских кредитов.
И еще одно. На наш взгляд, федеральная власть сделала бы верный шаг, если бы разрешила субъектам Федерации в случае превышения стоимости 1 кв. метра жилья отметки в 30 тысяч рублей все-таки софинансировать жилищное строительство из региональных бюджетов.
Разве это не стимулировало бы выполнение пункта президентского Послания о строительстве жилья для военных, программа которого на этот год пока выполнена, по некоторым оценкам, лишь на 60 процентов?
Эта та отрасль, на которую, думаю, не стоит жалеть денег. Она дает работу другой отрасли - строительных материалов. Создает новые рабочие места. И в конечном итоге повышает потребительскую активность населения. Но если мы сократим ввод новых квадратных метров, то цена на них неизбежно поднимется и никакие льготы по ипотеке не помогут. А повышение внутреннего потребительского спроса, пожалуй, одно из важнейших условий быстрого и безболезненного выхода страны из кризиса. И стимулятор улучшения социального самочувствия граждан.