До конца текущего года все общества с ограниченной ответственностью (а их в России насчитывается около 1,5 миллиона) должны привести свои уставы в соответствие с новыми требованиями законодательства. Однако на практике добросовестное их выполнение превратилось в тяжелое испытание, в чем на собственном опыте убедился автор этих строк.
Так уж получилось, что в холдинге, где я являюсь единственным юрисконсультом, семь "ооошек". Как порядочный юрист, который не любит оставлять все на последний момент, я начала заниматься перерегистрацией уставов с августа - но до сих пор не закончила.
Алгоритм действий в общем-то прост: вы готовите новую редакцию устава, протокол собрания участников, заполняете рекомендованную ФНС форму, платите госпошлину - и все это сдаете в налоговую инспекцию. Через пять дней (по закону) получаете свидетельство о том, что вы произвели перерегистрацию. Однако на деле эта несложная процедура отнимает невероятное количество времени, нервов… и не дает гарантированного результата.
Чтобы просто сдать документы (их принимают только до обеда) в две районные налоговые Екатеринбурга, пришлось прийти в пять утра - занять очередь, записаться в списки. Благо в одной из них предложила свои услуги дама, которая живет поблизости и может подзаработать, заняв для вас спозаранку очередь. Иначе неизбежен подъем в четыре утра, чтобы, примчавшись на такси, успеть вписать в заветный список свою фамилию, а потом до открытия УФНС караулить этот список, бегая вокруг здания, чтобы не замерзнуть.
Начальник отдела учета налогоплательщиков, услышав разговоры в очереди, искренне изобразила возмущение: "Побойтесь бога! У нас принимают документы во всех кабинетах! Какая плата?! Можете после обеда зайти прямо ко мне в кабинет - я лично у вас приму без очереди!" К слову сказать, я заходила - дверь была заперта.
Интересно еще и то, что, пройдя первую регистрацию без всяких проблем в одной налоговой Екатеринбурга, в другом районе я проделываю тот же путь уже месяц. Что с того, что существует масса нормативных документов, регламентирующих процедуру обслуживания налогоплательщиков? Очевидно, и закон все чиновники читают по-разному. Например, устав ООО может быть просто прошит, либо прошит с подписью директора, либо прошит с подписью директора и печатью предприятия… Какой вариант понравится вашей налоговой, неизвестно - узнаете, когда принесете "не тот". Отстояв в очереди с 4 до 11 часов, если при этом вас все-таки успеют принять до обеда.
Возможны и другие сюрпризы. Скажем, если вы в компании работаете не так давно и понятия не имеете, уведомляло ли ваше руководство УФНС о смене места регистрации фирмы, вы получите назад документы со словами: "У нас адрес не тот, переделывайте!". По телефону получить такую информацию невозможно. Или, например, в одной налоговой не требуют указывать в адресе регистрации "Свердловская область" (по-моему, вполне разумно: Екатеринбург - он такой один. Другое дело, если бы местом регистрации был город Лесной или Сухой Лог - таких в России точно не один десяток). А в другой вас завернут, отрезав, что информация не полная. Или еще интересная ситуация: если на одном листе заявления написано, что паспорт выдан "Верх-Исетским РУВД г. Екатеринбурга", а на другом - "РУВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга", у вас вызовет сомнение, что паспорт выдан одним органом? А с точки зрения налогового органа информация недостоверная.
Что подразумевает резолюция "Переделывайте!"? Это означает, что вы снова заполняете форму, собираете все учредительные документы, убеждаете директора, что необходимо еще раз сходить к нотариусу (вновь заплатив при этом госпошлину). Нотариус, подозрительно глядя на вас, говорит: "Что-то вы ко мне второй раз с одним заявлением ходите? Принесите-ка выписку из Единого госреестра юридических лиц - посмотреть, все ли у вас там хорошо". И не пытайтесь узнать у нотариуса, где написано, что вы при наличии оригиналов всех уставных документов обязаны предоставлять выписку - услышите приказ закрыть дверь с обратной стороны.
Выписка из ЕГРЮЛ выдается в том же УФНС по письменному запросу. Госпошлина - 200 или 400 (если срочно) рублей. Чтобы ее получить, нужно проделать процедуру, описанную выше: занять очередь - сдать, занять очередь - получить. Возможен вариант, что нужная вам бумага еще не подписана, - придете снова на следующий день, как обычно к пяти.
Ладно, принесли выписку нотариусу, заверили новое заявление, снова заняли очередь, попали к инспектору, и может быть, вы сдадите-таки документы. Через пять дней вам предстоит утром записаться на получение документов (эта процедура производится после обеда). И не пропустите свою очередь - очередь не прощает опоздавших.
Но и это еще не конец мытарств. Получаете вы только свидетельство о том, что привели устав в соответствие. Самого устава у вас нет. Его копию еще нужно заказать (мне, кстати, совершенно непонятно, почему у предприятия должна быть копия, а не оригинал его собственного учредительного документа?). Опять же в теории это несложно: делаете запрос, платите госпошлину, через пять дней забираете копию своего устава. Но такой благополучный исход редок. Например, в одной из налоговых заявили: "Копию устава делаете сами, мы только печать ставим". Возникает вопрос: каким образом я могу снять копию с документа, оригинал которого находится в налоговой? Одно время в инспекциях существовала разумная практика: сдавали сразу два экземпляра, один оставался в налоговой, второй возвращали юрлицу. Теперь правила изменились - как обычно, создав дополнительные трудности для налогоплательщиков.