13.01.2010 00:40

Придворные страсти

Московские власти отложили вопрос парковки автомобилей еще на месяц

Столичные власти решили не спешить с принятием закона "О размещении автомототранспортных средств".

Бурное обсуждение нового законопроекта в столице началось еще накануне. "Все ракушки снесут! Во дворах с завтрашнего дня машины ставить нельзя", - волновались одни. "А где можно?" - пытались сохранить хладнокровие другие.

Собственно, отсутствие вразумительного ответа на этот вопрос и вынудило вчера правительство Москвы отложить проект пока хотя бы на месяц. Как сообщил в своем докладе Петр Аксенов - первый заместитель руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы, в недрах которого и родился документ, всего 30 процентов автомобилей москвичей имеют места стоянки. Впрочем, и эта цифра завышена. Как уточнил корреспонденту "РГ" руководитель гаражного управления Виталий Крючков, гаражи имеют лишь 9 процентов жителей столицы, а приехав на работу, в магазин или больницу, могут поставить машину в паркинг, а не приткнуть где придется, 23 процента горожан. Это значит, что вопрос парковки каждый день мучительно решают для себя примерно 2,5 миллиона автовладельцев. "Мы же не можем столько москвичей сразу записать в нарушители", - заметил в ходе обсуждения зам. мэра Москвы Сергей Байдаков.

"Мы опоздали с решением этой проблемы лет на 30", - заявил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин. "Ну, как минимум на 20, - согласился с ним и. о. мэра Владимир Ресин. - Если бы занялись созданием парковочного пространства хотя бы одновременно со строительством и реконструкцией основных магистралей, ситуация в городе не была бы настолько остра".

"Если невозможно ответить на вопрос, где машины можно ставить, пойдем от противного и скажем четко, где это делать нельзя", - предложил изменить подход главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Правда, тут же пояснил, что из предложенного на рассмотрение проекта не ясно и это. Понятия, которыми он пестрит, вроде: придомовая территория, полоса отвода дороги, зеленые насаждения, не встретишь ни в одном нормативном акте. "Как же кого-то привлекать к ответственности за невесть чего?" - удивлялся Александр Кузьмин. Но в любом случае, подчеркнул он, даже доработанный закон сможет сыграть свою роль в упорядочении размещения транспорта в городе только в случае, если будет подкреплен конкретными обязательствами столичных властей по обеспечению города организованными местами стоянки.

Пока же чиновникам, кроме как программой "Народный гараж", похвастаться нечем. По их мнению, она стартовала неплохо. В ходе ее реализации в прошлом году одновременно начало строиться 198 гаражей на 55 тысяч машино-мест, в наступившем году обещают развернуть стройку еще на 423 площадках. Словом, раньше 2020 года зримых изменений при таких темпах ждать не приходится. Зарубежный же опыт, когда городские власти обязывают инвесторов, строящих офисы, строить в этом районе парковочные места и для жителей соседних жилых домов, прозвучал на заседании пока лишь в порядке пожелания.

Зато с ограничительными мерами, которые и составляют основу обсуждавшегося проекта, особых трудностей, похоже, нет. Префект ЮЗАО Алексей Челышев доложил, например, что из 8 районов их округа ракушки "полностью ушли", всего же их выведено за последние два года более 16 тысяч. Вместо них организованы парковочные карманы. Ставить в них машину может любой москвич. "Кто первым встал, того и тапки", - выразился председатель Мосгордумы Владимир Платонов. Чиновники объясняют свои действия тем, что такой подход увеличивает емкость паркингов. К тому же, по словам Челышева, примерно 30-50 процентов боксов давно превращены из гаражей в склады. Поэтому в проекте закона прописано, что новых пеналов в Москве устанавливаться не будет, а все имеющиеся будут выводиться по мере окончания у них срока аренды. "Им лишь бы снести, вместо того, чтобы сначала построить", - обижаются автовладельцы.

"В любом случае мы оказываемся между молотом и наковальней, - подвел итог Владимир Ресин. - Москвичи, у которых нет машин, больше не хотят мириться с тем, что они стоят на газонах, детских и спортивных площадках, мешают нормальному передвижению общественного транспорта. А те, кто не мыслит своей жизни без авто, требуют уважительного отношения к их правам". И в то же время - редкий случай, когда противников появления самого закона нет. Все - за, только каждый по-своему понимает, как и чьи интересы он должен защищать. Для того чтобы выработать единую позицию, на доработку проекта дали месяц. Опыт показывает, что как минимум с полгода уйдет на его обсуждение в гордуме. Так что машины и дальше пока могут стоять там, где стояли. О конкретных мерах ответственности и размере штрафа за нарушение правил парковки - ни у чиновников, ни у столичных депутатов руки пока просто не дошли.

А как у вас?

Санкт-Петербург

- Мы принимаем меры, но во всем мире еще никто не придумал однозначные пути решения проблемы трафика. Но вот один пример: я приезжаю в аэропорт, стоит пустая платная парковка с гуманными ценами. Но все равно все паркуются у подъездов, все забито транспортом. И это наша ментальность, - уверена губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

Таким образом, по мнению губернатора, парковки в городе не являются решением проблемы с частными автомобилями. Другое дело - перехватывающие парковки. Перед самым Новым годом у станции метро "Академическая" открылась новая стоянка подобного рода, которая стала четвертой по счету, открывшейся в городе за два года. В наступившем году запланировано открытие восьми новых парковок для размещения полутора тысяч автомобилей ежедневно. Однако уже сейчас очевидно, что этого не достаточно. Как говорят очевидцы, люди занимают очередь уже с вечера, а в некоторых местах перехватывающую парковку попросту используют как стоянку.

Казань

Сдвинуть с мертвой точки автомобили, припаркованные в центре Казани, и отправить их на специализированные стоянки городские власти пытаются уже не один год. Но пока ни одного серьезного предложения от градоначальников так и не поступило. Проблема в том, что строительство многоярусных паркингов, как подземных, так и надземных, инвесторов не особо интересует, потому что в центре города, где проблема стоит особенно остро, свободных площадей нет, а строить подобные сооружения на окраине мегаполиса крайне невыгодно.

А пока выход не найден, паркинг на большинстве центральных улиц города вообще запрещен: полтора года назад в Казани появились отдельные полосы для пассажирского транспорта, где не только парковаться, но куда и заезжать запрещено. А на тех улицах, где автобусных полос нет, стоят знаки "Остановка запрещена". Несмотря на это, автолюбители на свой страх и риск бросают машину там, где находят свободное место.

Самара

В миллионной Самаре дороги давно не справляются с потоком машин, пробки стали визитной карточкой столицы региона. Во многом этому способствует катастрофическая нехватка парковочных мест. По словам руководителя управления информации и аналитики администрации Самары Андрея Имукова, иллюстрацией к проблеме стали последние новогодние праздники:

- Мы не могли приступить к уборке дворов и улиц от снега, так как и проезжая часть, и все дворы были заставлены машинами. На наше обращение - мы давали бегущую строку с просьбой убрать машины - городские автолюбители никак не отреагировали. Сейчас город готовит программу по созданию дополнительных парковочных мест, будут задействованы все резервы.

В частности, речь идет о строительстве подземных паркингов. Как утверждает главный архитектор города Андрей Смирнов, таких объектов будет 90:

- Под часть подземных парковок земельные участки уже выделены, инвесторы есть. Кроме того, уже сейчас я не подписываю проект дома, если он не предусматривает подземный этаж для хранения автомобилей.

Еще одно предложение - разделить улицы в историческом центре Самары на "проезжие" и "парковочные".

Владивосток

Улично-дорожная сеть Владивостока - едва ли не самая напряженная в России. По статистике, на тысячу жителей приходится 280 машин, что ставит город в ряд таких мегаполисов, как Сеул, Москва, Чикаго. Этот показатель продолжает расти, и инфраструктура города давно уже не справляется с этой нагрузкой. В итоге сегодня административный и исторический центр в часы пик практически недоступен из-за нехватки парковочных мест. Специалисты подсчитали, что в часы пик здесь вдоль обочин дорог запарковано до десяти тысяч машин.

Весной чиновники мэрии обещали построить в разных местах исторической части города несколько многоуровневых парковок на восемь тысяч мест. Но пока не видно, чтобы началось строительство хотя бы одной из них.

Новосибирск

В Новосибирске зарегистрировано более 330 тысяч легковых и 57 тысяч грузовых автомобилей. И пока на все это хозяйство в мегаполисе лишь около 200 тысяч парковочных мест, включая гаражи, паркинги и временные автостоянки - спрос на парковки превышает предложение почти в два раза.

Как сообщили "РГ" в мэрии Новосибирска, в данный момент выбрано 11 земельных участков для строительства механизированных парковок. Но, во-первых, их общая емкость чуть превысит тысячу автопарковочных мест, а во-вторых, освоить эти площадки планируется за счет частных инвесторов. Которые, несмотря на заявление губернатора Виктора Толоконского о том, что парковка легко окупится за пять лет, пока не испытывают горячего желания вкладывать средства в данные проекты. Поэтому чиновники вынуждены пытаться хоть как-то сгладить проблему, "осваивая" внутриквартальные и придомовые территории: решение об организации парковок во дворах должны принимать собственники жилья, вот с ними власть и выстраивает диалог.

Любопытно, что в этой непростой ситуации в конце прошлого года местные законодатели приняли решение повысить административные штрафы за парковки машин в неположенных местах, и чуть ли не вдвое: верхний предел штрафа вырос с трех до пяти тысяч рублей.

Подготовили Алексей Стригин, Светлана Брайловская, Анна Шепелева, Ирина Дробышева, Нина Рузанова