В Европе вступают в силу новые требования к автоперевозчикам
В Европе вступают в силу новые требования к перевозчикам. С этой даты все автобусы, перевозящие туристов или прочих пассажиров, а также все грузовики и фуры должны быть оборудованы электронными тахографами - приборами, контролирующими скорость, маршрут, а также режим труда и отдыха водителя.
Эти же требования коснутся всех автобусов и грузовиков, выезжающих из России за рубеж. За короткий временной срок их предстоит начинить сложным оборудованием, которое будет постоянно следить за любыми действиями водителя. Проверено, такая аппаратура в разы сокращает аварийность.
Буквально недавно на финской границе произошел случай, когда автобус с нашими туристами завернули обратно в Россию. Причиной стал неработающий тахограф. В итоге туристы, заплатив деньги за тур, выбивали их обратно из компании, организовавшей эту поездку. А о потерях выходных и отпусках говорить не приходится.
Надо сказать, что в России пока нет обязательных требований к установке этих приборов. Их ставят только те, кто выезжает за рубеж. Спорить с тамошней полицией по поводу разницы в нашем законодательстве бесполезно. Приходится забывать о своих уставах в чужих монастырях и принимать правила игры. Однако и в нашей стране все больше склоняются к необходимости внедрения этой техники повсеместно. Летом и осенью прошлого года страну потрясли несколько тяжелых автокатастроф, в результате которых погибли десятки человек. Виной этих аварий стало именно нарушение режима труда и отдыха водителями. Одна из самых громких - авария в Ростовской области, когда автобус столкнулся лоб в лоб с масловозом. Тогда погиб 21 человек.
Чтобы принудить остальных перевозчиков устанавливать эти приборы, необходимо менять законы. Пока ни в одном кондуите четко не прописана необходимость установки этих приборов, никто добровольно на их установку не согласится.
Сейчас в правительстве России проходит согласование законопроекта о внесении изменений в Закон "О безопасности дорожного движения". Предлагается обязать наших руководителей автотранспортных предприятий оборудовать такими приборами все машины. В проекте предусмотрено поэтапное введение этого новшества. Для начала - оборудовать такими приборами пассажирские междугородние маршруты, а также транспорт, перевозящий тяжеловесные, крупногабаритные и опасные грузы. В дальнейшем потребовать установку тахографов на остальной транспорт перевозчиков. При этом вводится ответственность на должностных и юридических лиц, если их транспорт ездит без данной техники, а водителям, у которых эти приборы установлены, но не работают, будет грозить наказание вплоть до лишения прав.
Продвинуть идею повсеместного применения тахографов решился Российский союз автостраховщиков. Для чего отправил своих специалистов изучать иностранный опыт, в частности, в страну, где их применение довольно сильно развито - в Швецию.
Сейчас каждый пост полиции Швеции оборудован специальными приборами для считывания информации с тахографов. Причем есть оба вида приборов: позволяющие читать с электронных носителей и с аналоговых. Кроме того, есть передвижные пункты. Инспекторы могут остановить на дороге в любом месте автобус или фуру и проверить данные прибора. Неработающий прибор может служить поводом для задержания. Нарушение режима труда и отдыха - поводом для штрафа, а также для направления водителя на "принудительный" отдых.
Приняты довольно жесткие условия для выпуска прибора на рынок, помимо качества изготовления и защиты от несанкционированного доступа. Прибор должен работать с любой картой. Электронные тахографы работают с чипованными картами. Есть свои карты у водителей, на которые записывается информация о том, как они управляли, где останавливались, сколько отсутствовали на месте, где превышали скорость и прочее. Есть карты для инспекторов. У них более широкие возможности, они могут снять информацию непосредственно с прибора. Такие же карты есть у руководства компании-перевозчика. Если водителю повезло и его нигде инспектор не остановил и данные не проверил, то менеджер может сам проверить, куда, зачем, как долго ездил водитель и не нарушал ли правил.
Все карты, которые выдаются водителю или полиции, или прочим контролерам и мастерам, должны быть зарегистрированы в единой системе Tachonet. Это сделано для того, чтобы у водителя не оказалось второй карты. На самой карте помимо фамилии, имени, отчества и данных прав есть еще и фотография. Таким образом, подменить свои данные чужими довольно сложно.
Информация в памяти тахографа хранится один год. То есть при необходимости в течение года можно поднять информацию о том, как ехал тот или иной водитель на конкретном участке дороги. Память карты рассчитана на 28 дней. Сейчас тахограф показывает скорость каждую секунду. Полиция требует каждую четверть секунды. Это необходимо для того, чтобы более четко восстановить предаварийную ситуацию. Ехал автобус и врезался в легковую машину. В этой ситуации надо выяснить, видел ли водитель эту машину? То есть пытался ли затормозить, и если пытался, то за сколько до столкновения, а может, он заснул или отвлекся? Ведь за одну секунду при скорости 60 км/час он проезжает более 16 метров.
Выгоды от применения "черных ящиков" для машин давно посчитаны. Для автопредприятий такие приборы дадут четкий контроль за работой подвижного состава. Отправили машину на маршрут, потом получили данные, сколько она ехала, не ездила ли налево, сколько простаивала, где превышала скорость, откуда перерасход бензина или солярки... и так далее. Можно сказать, тотальный контроль над водителем.
Это, кстати, выгодно, как ни странно, и самим водителям. Был такой случай: автобус на перекрестке столкнулся с грузовиком. Водителя автобуса обвинили в превышении скорости, но тахограф, которым этот автобус был оборудован, четко говорил, что превышения скорости не было. Таким образом водителю удалось избежать обвинения.