Первой платной дорогой на Урале станет трасса Екатеринбург - Тюмень
О том, что именно дорогу в Сибирь планируется сделать первой платной в Уральском регионе, объявил вчера глава правительства Свердловской области Анатолий Гредин. Он не стал уточнять детали проекта, только, что заявка о реализации проекта уже принята в федеральных органах.
Трасса Екатеринбург -Тюмень и в самом деле одно из самых перспективных с точки зрения окупаемости транспортных направлений Среднего Урала. Собственно, сейчас это единственная магистральная дорога, соединяющая нефтеносную Тюменскую область не только с опорным краем державы, но и с европейской частью России. Не случайно в Екатеринбурге она именуется Сибирский тракт, а в Тюмени уже - тракт Московский. В международных масштабах эта дорога является частью европейского транспортного маршрута Е22, соединяющего британский Холихед с сибирским Ишимом.
В общем, повод развернуться на этих 350 километрах дороги есть. Считается, что платная магистраль быстро окупится, если загруженность трассы составляет 20 тысяч автомобилей в сутки. По дорогам среднего Урала ежесуточно проезжает 1,2 миллиона автомобилей. Примерно пятая часть из них движется в "сибирском" направлении. Ведь помимо "коридорной" значимости, у Тюменского тракта есть и чисто региональное: у дороги расположены девять крупных городов и поселков. А заложенная стоимость проезда - от 2 рублей за километр для "легковушек" и трех рублей для грузовиков - испугает не многих автомобилистов.
Другое дело, что вложения требуются немалые. В министерстве транспорта Свердловской области корреспонденту "РГ" отказались назвать даже примерную стоимость проекта.
- Понятно, что вложения в платную дорогу, как объекта экстра-класса, должны отличаться от вложений в привычные магистрали. Во-первых, движение по трассе "за деньги" должно проходить только в одном направлении - ни о какой "встречке" речи идти не может. Во-вторых, она должна обладать такими характеристиками, чтобы на ней можно было развивать скорость до 150 км в час, а у нас по автостраде максимум - 110 км в час. Поэтому и возникает сложность с расчетами, - говорит представитель областного управления автодорог Сергей Ибрагимов.
До сих пор в строительство и ремонт автотрасс на Урале деньги вкладывали только федеральный и областной бюджеты, а частные компании оставались в стороне. "Дороги как-то пока не вписываются в арифметику отечественного бизнеса. По-крупному вкладываться в будущее у нас пока не готовы", - считает эксперт в области дорожного строительства Александр Столбов.
Тем не менее областные власти уверены, что найдут союзников в бизнесе. Губернатор Александр Мишарин считает, что бизнес дозрел до "долгих" инвестиций. Пример тому - проект "Урал промышленный - Урал полярный", который реализуется методом государственно-частного партнерства. Первый этап проекта - как раз создание дорожной сети, соединяющей северную часть Тюменской области с уральским регионам. По предварительным планам, на каждый вложенный государственный рубль должно приходиться три рубля от бизнеса.
Пока же соотношение явно иное, но о своем намерении участвовать в проекте заявили "Газпром", "Новатек" и еще ряд крупных компаний.