25.02.2010 00:50

Продать бы рад

До объявленного премьером дня открытия пунктов утилизации старых автомашин - 8 марта - осталось совсем немного

Госпрограмма выкупа старых автомашин ("РГ - Неделя" от 14-20 января 2010-го и 21-27 января 2010-го) вызвала большой резонанс. Наши читатели не только обсуждают эксперимент, но и предлагают его усовершенствовать.

8 марта уже близко

Напомним: проект ориентирован на поддержку отечественного автопрома, его суть: владелец легковой машины, произведенной до 1999 года включительно, может избавиться от нее, получив взамен от государства субсидию 50 тысяч рублей на покупку нового авто. Утилизация платная, но обойдется не дороже 3 тысяч рублей.

- Денег выделено на утилизацию примерно 200 тысяч автомобилей, а желающих может оказаться значительно больше, - обеспокоен Александр Шабанов из Весьегонска Тверской области.

При этом в самом сложном положении оказываются пожилые водители. В большинстве своем за рулем древней "Оки", "Москвича" и ВАЗа-классики - пенсионеры. Которым эта программа очень интересна, поскольку рыночная стоимость их авто часто меньше 50 тысяч рублей. Но в то же время эти потенциальные участники проекта наиболее стеснены в средствах. Чтобы приобрести самую дешевую новую машину, нужно добавить 100-120 тысяч рублей. В этом случае можно рассчитывать на две модели заднеприводных "Лады" и один "Иж". А ведь еще надо установить противоугонную систему, застраховать и т.д. До начала эксперимента остается всего ничего: меньше трех недель. Ветераны опасаются, что просто не успеют аккумулировать скудные ресурсы к открытию пунктов утилизации.

- Желательно установить приоритет не по годам выпуска утилизируемых автомашин, а по возрасту их владельцев, - предлагает Александр Шабанов. - Скажем так: с марта по май принимать машины у владельцев старше 70 лет, с июня по август - от 60 и старше, и так далее.

Кроме того, Александр Петрович разработал альтернативную "пошаговую инструкцию" по облегчению механизма утилизации. О ее целесообразности судить экспертам, все его предложения мы переправим в минпромторг.

Рассчитывать, что "возрастное" предложение примут в чистом виде, пожалуй, не стоит. Но если окажется, что с 8 марта на утилизацию выстроятся очереди, то зарезервировать некоторый процент от выделенных средств (всего на эксперимент отпущено около 10 млрд рублей) для ветеранов, вероятно, разумно. В конце концов, год особый - 65-летие Великой Победы.

На счет и по счетам

- Обращаюсь от имени группы фронтовиков-ставропольцев, - пишет ветеран Великой Отечественной капитан в отставке Георгий Серенко. - Может, кроме нового легкового автомобиля, нам, ветеранам, могли бы предложить и другую полезную технику? Ну, например, малый трактор для обработки огорода.

Собственно, а почему бы и нет? По цене райдеры - то есть садовые тракторы и мини-тракторы - сегодня сопоставимы с ВАЗами. Но есть одна проблема. На нынешнем рынке доминирует продукция зарубежных производителей. А поддерживать казенными деньгами "Хускварну", при всем уважении к их техническим достоинствам, мы вряд ли станем. Во всяком случае, пока она не начнет собирать машины и агрегаты в России.

Но вот своего машинопроизводителя вполне можно было бы подключить к проекту.

- А еще и мне, и другим ветеранам хотелось бы, чтобы 50 тысяч рублей можно было бы получить на счет, - продолжает фронтовик. - Скажем, на книжку в Сбербанке.

А вот с этой инициативой, Георгий Денисович, дела обстоят сложнее. Суть проекта как раз в том, чтобы деньги дошли до автопрома.

Тем не менее идея здравая. Сейчас мы перенимаем зарубежный опыт в части поддержки отечественного производителя, в частности, копируем американский проект "деньги за драндулет". Но за границей, и в тех же США, кроме общенациональных программ, есть весьма полезные проекты отдельных штатов. Например, Арнольд Шварценеггер в своей Калифорнии придумал программу выкупа экологически вредных машин. Покупают в принципе незадорого, например, за 20-летнюю "Тойоту" предложат долларов 700-800. Но все равно это будет выше ее рыночной стоимости. И - никаких условий и обременений. Хочешь - покупай что-то взамен, не хочешь - не покупай. Главное, что твою авторухлядь уничтожат, а следовательно, воздух станет чище.

Возможно, когда-нибудь и наши губернаторы будут столь трепетно относиться к экологии.

Продавай свое

- У меня "Москвич-2140" 1976 года, полностью укомплектованный, но не на ходу, - сообщает Александр Синицын из Борисоглебска. - Просто на нем я не ездил более 10 лет. Могу сдать в утиль?

Да собственно для таких машин проект и создавался. К дилеру его надо доставить если не своим ходом, то на эвакуаторе.

- Но машина-то моя, но зарегистрирована в Рязани на жену брата, - уточняет читатель.

Вообще, многих интересует: можно ли по этой программе избавляться от машин, на которых они ездят по доверенности?

Нельзя! Сдать можно только свою машину. И вообще, полезно помнить, что никакая доверенность, в том числе и "генеральная", не делает вас собственником машины.

Кроме того, сдать на утилизацию не получится купленный специально под эту программу разбитый или давно сгнивший в гараже автомобиль. И примут машину только при условии, если ею вы владеете не менее года.

Некоторые просят правительство разрешить покупать не новые, а подержанные машины. Мотивируя это именно высокой стоимостью подавляющего числа моделей авто, которые попали в разрешенный список минпромторга. Действительно, 50-тысячный сертификат при покупке "Фокуса" за полмиллиона рублей выглядит несколько экзотично. Или когда речь идет о "Тойоте-Кэмри" или "Фольксвагене-Тигуане" стоимостью под миллион.

Очевидно, что с пенсии такие машины не покупают. А обещанного доступного "народного автомобиля" по-прежнему на рынке нет. Такова суровая реальность. Но все-таки даже в этих условиях неразумно вносить предложения, меняющие саму природу нынешней программы утилизации. Подержанных авто по сертификатам не продадут.

Кстати

По данным ВЦИОМ, 71% российских автовладельцев - собственники подержанных машин. Причем 41% россиян, из числа попадающих под действие программы утилизации подержанных авто и планирующих покупку нового автомобиля, готовы участвовать в ней. Нежелание участвовать в программе высказывают 59% опрошенных - как правило, это владельцы подержанных иномарок (85%), обеспеченные россияне (82%), жители Москвы (93%) и Санкт-Петербурга (80%).

ОСНОВНАЯ СХЕМА ЭКСПЕРИМЕНТА