В Общественной палате обсудили документ, который должен определить будущее российской школы на следующие десять лет.
В предложенном минобрнаукой проекте федерального государственного стандарта названы требования к структуре образовательных программ, результатам их освоения и условиям их реализации в 5-9 классах. В частности, предполагается, что дети, которые пойдут в первый класс в этом году, будут учиться по уже принятому стандарту для начальной школы. А вот через четыре года именно они станут первыми, кто будет учиться по разрабатываемому сейчас новому стандарту основного общего образования.
Однако преемственность этих двух стандартов не отражена в тексте проекта, что вызывает опасения у многих специалистов. Не ясно окончательно, будет ли новый стандарт для 5-9 классов все-таки введен через четыре года или это случится гораздо раньше. При этом, как выяснилось в ходе дискуссии, апробация стандарта для начальной школы, проходившая в 14 регионах, ограничилась лишь сбором экспертных мнений.
Между тем специалисты Петербургского педуниверситета им.Герцена, принимавшие участие в экспертизе проекта, пришли к выводу, что в нынешнем своем виде стандарт просто не готов к использованию в образовательных учреждениях, а количество времени, выделяемое на повышение квалификации учителей, не соответствует никаким нормам.
Ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспржак отметил, что проект стандарта смешивает традиционную для российского образования плановую систему, когда стандартизируется содержание учебных программ, и компетентностный подход, когда нормируются только конечные результаты и условия их достижения.
- В таком виде стандарт не решает главную проблему нашей образовательной системы, когда уровень знаний прекрасный, а навыки их применения ужасны, - заявил он. - Кроме того, в стандарте вообще не рассматривается проблема "недоперегрузки". У нас ведь самые долгие каникулы - нигде таких нет, зато в течение недели наши школьники самые загруженные.
Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких высказалась не менее жестко:
- Эта программа почти не отличается от аналогичной программы начальной школы, так что ни о какой "возрастной сообразности" не может быть и речи. В целом проект написан по принципу "и чтоб никто не догадался": все необходимые требования и условия в нем декларируются, но при этом нет никаких критериев их достижения.
Недовольны предложенным документом и профсоюзы: "Раздел о реализации образовательной программы написан так, что его, можно сказать, нет, - констатировал секретарь Общероссийского профсоюза образования Вадим Лившиц. - Мы требуем минимальных гарантий: стандарт должен быть четко прописанным финансово-экономическим документом, на основании которого будет идти обеспечение учебного процесса.
Итоги обсуждения подвел председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов:
- Текст стандарта очень расплывчат, но у него хотя бы есть процедура принятия. Но следом идет примерная программа, что и как должно преподаваться в школе. Она сегодня просто спускается министерством сверху. Мы хотели бы участвовать в ее публичном обсуждении, потому что сам по себе стандарт - это набор пожеланий на тему, которая в его тексте не раскрывается.