02.08.2010 23:43
Поделиться

Производство автомобилей в России выросло более чем в полтора раза за полугодие

В разгар кризиса звучало немало апокалипсических прогнозов относительно будущего российского автопрома. Пик кризиса миновал и автопром медленно, но верно пошел в гору. Согласно данным Росстата, по итогам января-июня 2010 года объем производства автомобилей составил 165,3 % (564 590 ед.) по отношению к аналогичному периоду 2009 года (341 455 ед.). Производство легковых автомобилей года составило 489 076 ед., что на 68,7% больше по отношению к шести месяцам 2009 года (289 993 ед.).

Анализируя производство легковых автомобилей по сегментам, эксперты отмечают, что производство отечественных моделей за шесть месяцев 2010 года составило 153,3% (228 878 ед.) по отношению к январю-июню 2009 г. (149 314 ед.). Производство автомобилей иностранных брендов составило 185% (260 198 ед.) к январю-июню прошлого года. Выпуск иномарок в режиме промышленной сборки составил 181 581 ед., это 180,6% по отношению к первому полугодию 2009 года (100 571 ед.). В целом с конца первого квартала наблюдается положительная динамика производства благодаря таким факторам, как общий рост рынка, господдержка, пошлины. Однако высокие цифры в основном обеспечиваются за счет продукции таких производителей, как АвтоВАЗ - 217 640 тыс. ед., VW - 55 696 тыс. ед., "Автотор" - 61 662 тыс. ед., "Автофрамос" - 40 010 тыс. ед. и Ford - 36 941 тыс. ед.

Производство грузовых автомобилей в России за первое полугодие 2010 года составило 59 223 ед., или 152,2 % по отношению к 2009 году (38 920 ед.). Среди них автомобилей отечественных марок было выпущено 53 336 ед. (36 316 ед. в 2009 году), иностранных марок 5887 ед. (2 604 ед. за 6 месяцев 2009 года). Основной рост произошел за счет таких предприятий, как ГАЗ - 25 607 тыс. ед., КАМАЗ - 14 739 тыс. ед. и группа "Соллерс" - 10 814 тыс. ед. Отметим, что "большая тройка" совокупно выпустила 51 160 тыс. грузовых автомобилей.

По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, во втором полугодии может стабилизироваться рост производства тех видов продукции, где в первом был показан очень большой рост. Тем не менее можно ожидать, что показатели все равно будут выше, чем за второе полугодие 2009 года на 5-10%.

Котировки акций автопроизводителей зависят от продаж машин. За первое полугодие, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса РФ продажи легковых и коммерческих автомобилей выросли на 3%. Причем, АвтоВАЗ увеличил свои продажи на 23%, ГАЗ - на 17%.

Так как во втором полугодии продолжат своё действие программа утилизации и программа льготного автокредитования, а также из-за улучшения экономического положения граждан, можно ожидать увеличения "обычных" продаж автомобилей, то значит, котировки акций автопроизводителей могут вырасти, по сравнению с их средневзвешенной ценой в первом полугодии. Если, конечно же, опять не случится каких-либо экономических потрясений.

Конечно, в выигрыше от мер, предпринятых государством для спасения отечественного автопома, оказались не только российские компании, но и иностранцы, успевшие обзавестись сборочными площадками в нашей стране.

Смогут ли российские компании удержать рынок после того, как стабилизационные программы будут свернуты? Трудно сказать, но есть несколько вариантов развития ситуации. По оптимистичному сценарию, к 2016 году российский автомобильных рынок выйдет на докризисный уровень продаж - свыше 3 млн автомобилей в год. Кроме того, эксперты отмечают низкую "автомобилизацию" российского населения по сравнению с населением США и Германии - 230 машин на тысячу человек, тогда как в США на тысячу человек приходится 750 машин, а в Германии - 550.

Но даже быстрый рост экономики не гарантирует спокойной жизни отечественному автопрому. Эксперты предсказывают усиление давления на него со стороны сборочных производств иностранных компаний. Правительство разработало концепцию развития отечественного автопрома, но пока это развитие сводится к многомиллионным вливаниям в отсталые и неэффективные местные производства и развитию сборочных производств иностранных компаний.

Эксперты полагают, что проблема вовсе не в деньгах - для создания полноценной отрасли потребуются непопулярные меры как для отечественного производителя, так и для зарубежного. Опыт наших восточных соседей может нам помочь. Доступ на свои рынки они увязывали с передачей технологий. Получив технологии, они начинали самовольно копировать популярные образцы иномарок, игнорируя протесты мировых автогигантов.

Крупнейшему российскому автогиганту - АвтоВАЗу, скорее всего, больше не придется рассчитывать на щедрую государственную поддержку. В июле в ходе встречи с руководством предприятия премьер-министр Владимир Путин предупредил автопроизводителей о том, что не стоит надеяться на государственную программу утилизации старых автомобилей, а необходимо сосредоточиться на скорейшей модернизации предприятия.

"Программа утилизации сработала, и сработала неплохо, - отметил Владимир Путин. - Как бы не случилось так, что этот успех, связанный с государственной программой поддержки через утилизацию старых машин, отодвинет на второй план то, ради чего все это делается, а именно саму модернизацию предприятия".

Аналитики рынка, правда, сомневаются в том, что планируемая модернизация АвтоВАЗа сделает его продукцию конкурентоспособной на рынке, отмечая, что поддержка отечественного автопрома сегодня все больше походит на социально-политический проект, нежели на трезвый экономический расчет. В ходе реализации программы АвтоВАЗ сделал ставку на уже далеко не новые модели, такие как "Лада Калина" или "Приора".

По мнению старшего аналитика компании "РИК-Финанс" Романа Ткачука, АвтоВАЗу нужна серьезная структурная перестройка бизнеса. Такая перестройка предусмотрена планами предприятия. В частности, вазовцы уже запустили программу подготовки производства нового бюджетного автомобиля при участии французских специалистов. Насколько это оправданно, мы узнаем уже через год.