01.09.2010 23:20
    Поделиться

    Первое поселение русских на Дальнем Востоке сейчас медленно умирает

    Корреспондент "РГ" изучил жизнь самого первого русского поселения на Дальнем Востоке

    17 августа 2010 года амурское село Албазино справляло 360-летний юбилей. О празднике бывшей казачьей вольницы в Приамурье не говорил только ленивый. Правда, сам юбилей прошел более чем скромно: из областного центра сюда добрались лишь несколько мелких чиновников. Самым дорогим подарком оказался музыкальный центр для сельского клуба.

    Три с половиной века назад здесь, на кромке Амура, начиналась Россия. Албазино сегодня - это тысячи гектаров брошенного поля и глухое бездорожье.

    ...Из райцентра Сковородино до села - восемьдесят пять километров забитой до смерти грунтовки. В одной из рощиц мелькает аляповатый билборд "Россия. 360 лет". Кирпичная коробка школы, куцые улицы, косые заборы. О недавнем юбилее напоминают лишь несколько рядов наспех сколоченных скамеек, стоящих на пустыре.

    ...Русские впервые пришли сюда триста шестьдесят лет назад.

    Крепость Албазино выдержала две осады, одна из них в 1686 году длилась почти год. Здесь был открыт первый на Дальнем Востоке православный мужской монастырь. Старец Гермоген принес из Нерчинска на эту землю образ Божией Матери: икона, получившая название "Слово, плоть, бысть", вместе с защитниками земли русской пережила осады тысячного маньчжурского войска. Последующие столетия подтвердили ее чудотворную силу. (Сегодня образ Албазинской Божией Матери - главная православная святыня дальневосточной земли. - Авт.)

    Мир сюда пришел спустя века - после подписания Айгуньского договора, окончательно закрепившего границу между Россией и Китаем.

    Своя Мадонна

    Вместе с советской властью на эту окраину России пришла коллективизация в лице колхоза с говорящим именем "Чекист". Деревня на рубеже времен и державы оказалась как крошечное зеркальце всей нашей жизни: прошла через репрессии и созидания, безлюдела в войну.

    Аксиома, говорящая о том, что не стоит село без праведника, - это тоже про Албазино. Последней деревенской совестью была сельская учительница истории Агриппина Дорохина. С ее неспокойной души начались тут первые уроки краеведения и первые археологические раскопки.

    Когда в 1958 году в связи с очередной реорганизацией пытались закрыть местный совхоз, Агриппина Николаевна поехала в Москву, несколько недель ходила по цэковским кабинетам, просила и убеждала в особой значимости их деревни для нашей страны.

    Убедила. Совхоз не тронули. На несколько десятилетий это продлило сносную жизнь для Албазино. Даже здесь, на северной земле, умудрялись получать неплохие урожаи овощей и зерновых, занимались животноводством, а албазинская сметана считалась лучшей в округе.

    В 1989 году здесь наконец-то открыли краеведческий музей: приземистый двухквартирный дом с неработающим отоплением. Его душой и первым директором была Агриппина Дорохина.

    Вечно дотационный совхоз рухнул в середине 90-х годов, не выдержав реалий рыночной жизни. Вместе с ним рухнула и деревня.

    - Зерновой двор за сутки растащили, камня не осталось,- кряхтит глава села Владимир Приходько.

    Не стало никакой работы, молодежь разделилась на два равных лагеря. Одни уехали из села в поисках лучшей доли, других победили конопля и сивуха - и их увозили на погост.

    Агриппина Дорохина старела и с болью в одиночку билась за все село. К тому времени дух казачества там выветрился окончательно. В перерывах между запоями не все присушивались к авторитету старой учительницы.

    Она писала листовки, ходила по домам, призывала работать, стыдила и увещевала.

    Говорят, что, когда она умирала, ее последней фразой был отнюдь не риторический вопрос:

    - Здесь начиналась Россия, неужели она тут и закончится?..

    Десятилетия пустоты

    Ворота албазинского музея стилизованы частоколом под острог. Застыли фрагменты истории: изба казака ХIХ века, баня по-черному, древняя кузня. Сам музей имеет несколько комнат; его экспозиции чем-то напоминают школьный класс по краеведению. Потемневшие фотографии под пленкой, вышивки и старые занавески. Есть тут экспонаты просто уникальные, как, например, двадцать два нательных креста ХVII века. Земные доказательства Духа и Веры защитников Албазина хранятся в старом шкафу.

    - Их нужно хранить под бронированным стеклом в строжайшем микроклимате. А у нас нет даже обыкновенной витрины, - сокрушенно вздыхает экскурсовод Наталья Васильева.

    Наталья - студентка-заочница одного из амурских университетов, невысокого росточка, чем-то похожая на молодого воробушка. Призналась:

    - Эту зиму-то я в Албазино точно перезимую, а потом, наверное, уеду отсюда. Трудно...

    Албазинский музей в этом году наконец передали в областную собственность. До этого он влачил жалкое существование на нищенском районном бюджете. Когда областные "хранители времени" стали разбираться в деревенских запасниках, то в одной из кладовок обнаружили жуткую находку - человеческие кости.

    Похоронить по христианскому обычаю, по людскому закону их так никто и не удосужился. С директором музея (по иронии судьбы он оказался внучатым племянником Дорохиной. - А.Я.) не продлили трудовой контракт, он обиделся и пошел в школу преподавать историю (!).

    Мы встретились с ним в Албазино. Алексей Лобанов смачно дышал на меня перегаром и пространно рассуждал о святой Руси и возрождении казачества. После такой вводной части мне расхотелось о чем-либо его расспрашивать. Зачем? Все и так было понятно. По запаху...

    Туристскими тропами

    - Албазино спасет только туризм, недалеко проходит федеральная трасса Владивосток-Москва. Столько народу ездит, нужно только привлечь,- убежден районный глава Алексей Тарасов.

    От реалий дня сегодняшнего до туристических широт - целая бездна маниловщины. Сегодня на всем Дальнем Востоке не купишь даже линялого пакета с нечеткими контурами Албазинского острога. Единственный местный магазинчик торгует бедным ассортиментом в формате "пиво и консервы в масле".

    Областные власти пытаются создать здесь сельхозпредприятие. Посеяли пятьсот гектаров зерновых. Завезли несколько десятков голов мясного скота.

    - Главная беда - люди отвыкли работать. Мужика не найдешь огород вспахать. То пьяный, то с похмелья, - досадливо машет рукой сельский глава.

    Несколько лет назад здесь построили православную часовню, иногда сюда приезжает служить священник из ближайшего райцентра. Сегодня албазинцы богу молиться уже не ходят.

    - На Преображение никто на службу не пришел,- печалится монах Аркадий.

    Инок Аркадий - бывший старатель, помотавшийся по тайге и по женщинам, он в сорок лет уверовал в Бога и принял постриг. Десять лет спасает душу в этом селе. Мечтает о монастыре и о том великом дне, когда пшеница победит коноплю на окрестных полях.

    Прямая речь

    Алексей Самарин, министр культуры и архивного дела правительства Амурской области:

    - У нас есть понимание значимости этого места в истории России. В этом году из бюджета области выделено 5 миллионов рублей на капитальный ремонт албазинского музея.

    Справка "РГ"

    Село Албазино - первое поселение русских на Дальнем Востоке, основано казаками Ерофея Хабарова. На начало ХХ века его население составляло 600 человек. Сегодня здесь проживают менее 400. В сельской школе обучаются пятьдесят учеников, последнюю свадьбу здесь играли пять лет назад.

    Поделиться