29.09.2010 23:38
    Поделиться

    Страховщики прибегают к новым уловкам, чтобы не выплачивать компенсации автовладельцам

    Все чаще страховые компании не возмещают ущерб даже по бесспорным случаям. По оценкам экспертов страхового рынка, ситуация становится критической.

    Некоторые страховщики проявляют активность в сборе средств по добровольным видам страхования, но когда наступает страховой случай, всеми правдами-неправдами от него открещиваются. Единственный способ повлиять на решение какого-нибудь старшего менеджера какого-нибудь управления какого-нибудь филиала - это суд. Никаких других вариантов для тех, кто добровольно отдал свои кровные на страховку, не предусмотрено.

    Есть Российский союз автостраховщиков, но он занимается только ОСАГО, т. е. обязательным видом страхования. По жалобам, касающимся КАСКО, обращаться туда бессмысленно. Есть Всероссийский союз страховщиков, но отношения с клиентами - это не его вопрос. Есть, наконец, Росстрахнадзор - подразделение минфина, которое по идее и должно следить не только за "здоровьем" страхового рынка, но и за тем, насколько добросовестно страховщики исполняют обязательства перед клиентами. Но на обращения туда приходит ответ, суть которого: сами заключали договор - сами и разбирайтесь.

    Отсюда и рост случаев мошенничества - уже не каких-то конкретных темных личностей, а целых компаний.

    Мимо ворот

    Ситуация для примера: клиент заключил договор с компанией "Спасские ворота". КАСКО здесь предлагают оформить за 39 560 рублей - дешевле, чем у других страховщиков, что по идее должно бы насторожить. Увы, не насторожило. Как и то, что о нюансах Правил страхования менеджер хитро умолчал. И вот наступил страховой случай: во дворе дома поцарапали борт машины. Клиент привозит заявление в компанию, сотрудница, мило улыбаясь, его принимает. На вопрос, нужна ли справка из ГИБДД, успокаивает: ущерб меньше пяти процентов, больше никаких документов не надо, о сумме выплат вам сообщат.

    Проходят недели, месяц - ни слуху ни духу. Клиент начинает названивать в подразделение компании, занимающееся выплатой страховых - дозвониться невозможно, пишет письма по Интернету - как в пустоту (судя по сотням интернет-откликов автовладельцев, одураченных компанией, ситуация типична). В итоге цепочка нехитрых уловок из серии "никого нет дома" заканчивается тем, что спустя полтора месяца клиенту приходит письмо: в выплате отказано, т.к. нет справки из ГИБДД. Стоп. Но ведь этот вопрос обговаривался с менеджерами компании еще до подачи заявления на выплату. Еще раз внимательно читаем договор. Там черным по белому написано, что для получения выплаты за одну поврежденную деталь никаких дополнительных документов не требуется. Так почему же представители компании вводят в заблуждение клиента, на деньги которого живут?

    Почему отказано по полной программе, а не в рамках договора? Ведь можно было оплатить только одну деталь, отказав в ремонте остальных. А вот это еще одна уловка: посмотреть, как далеко клиент готов пойти ради получения выплаты, составляющей 10-20 тысяч рублей? Ведь большинство автовладельцев стараются обходить судебные органы стороной. Это потеря времени и денег, а результат - бабушка надвое сказала. То есть до суда доходят единицы, что дает страховщикам уверенность в завтрашнем дне, когда по большинству страховых случаев платить не обязательно.

    Почему подобные случаи, сильно напоминающие мошенничество, становятся типичными? Причина - в царящей на рынке безнаказанности. Отсюда и махинации с договорами, которые все чаще представляют собой набранные мелким шрифтом многостраничные документы, которые необходимо направлять на экспертизу опытному юристу, чтобы он с лупой разбирался во всех подводных камнях, заложенных компанией. Казалось бы, зачем ценящему себя страховщику "кидать" клиента, который добровольно принес ему деньги? Все верно, но не у нас.

    Вывод: прежде, чем выбрать компанию-страховщика, посмотрите, что в Интернете пишут о ней клиенты (обилие нелестных отзывов автовладельцев на сайте, посвященном деятельности "Спасских ворот", вряд ли случайно). Кроме того, с компаниями, продающими дешевые полисы, нужно держать ухо востро. А лучше вообще не связываться. Иначе вы можете заплатить за услугу, пострадать, а услуга вам так и не будет оказана. И для решения проблемы придется обращаться в суд, платить госпошлину, тратить время и нервы на участие в судебных заседаниях и проч. Ремонт машины за свой счет обошелся бы в разы дешевле и с меньшей головной болью.

    Сплошной страх

    Другой случай. Водитель после ДТП согласился, на свою голову, чтобы страховщик отремонтировал его машину в своей "прикормленной" мастерской. Однако вместо отремонтированного автомобиля он получил на руки барахло, которое в прямом смысле слова развалилось сразу за воротами автосервиса. Так ярко выступила другая известная компания "Росгосстрах". И тут же подставила под удар весь только начавший налаживаться опыт работы страховщиков с автосервисами. Просто автосервис предлагал конкретные способы устранения той или иной неисправности, а некий менеджер в "Росгосстрахе" решил секвестрировать бюджет. В итоге обоюдных усилий машину восстановить не удалось. Зато удалось доломать. И вместо требуемых 50 тысяч рублей на ремонт теперь на ее восстановление требуется 250 тысяч. Однако в компании опытные юристы - на них средств не жалеют. Потому дело тянется уже почти три года, переносится из суда в суд по разным областям и районам Московской области.

    Кому нужно такое страхование? А главное, что с ним делать?

    Например, компания "Спасские ворота", как пояснили "РГ" эксперты в области страхования, обладает солидными активами, банкротить или выводить с рынка ее просто опасно: от этого может зашататься сам рынок. Принимать в ее отношении иные действия госорганы тоже не спешат. Потому и творят менеджеры компании все, что заблагорассудится.

    Дело еще и в том, что все поправки в договоры о страховых услугах проходят проверку на соответствие действующему законодательству только после того, как уже по ним начали работать. А таких поправок поступает великое множество. И потому у Росстрахнадзора попросту нет возможности отследить все тонкости изменения правил страхования в той или иной компании. Именно потому Росстрахнадзор предлагает ввести некий свод правил страхования, а в нем прописать все конкретные договоры, по которым намечено установить единые минимальные тарифы. Если кто-то соберется понизить ставку, то должен внести поправки в основной договор, т.е. сократить какие-то услуги. И тогда клиент будет видеть, что он потеряет за экономию по КАСКО.

    Кстати

    В Росстрахнадзоре поясняют, что до сих пор у них не было возможности влиять на такие компании. Но сейчас все должно измениться. Сильно поправлены законы о банкротстве, а также о страховом деле. Благодаря внесенным изменениям в компании, на которые поступает много жалоб, можно вводить внешнее управление до устранения неблагоприятной ситуации.

    Но пока нам придется решать свои проблемы со страховыми компаниями, которые за наш же счет и живут, только в суде. Во всяком случае, чиновники не спешат защищать потребителей добровольных видов страхования.

    Поделиться