18.10.2010 23:50
    Поделиться

    Эксперты ломают голову, почему закрыта одна из первых российских ОЭЗ в Анапе

    Правительство России внесло в Госдуму поправки в бюджет страны на текущий год. Расходы бюджета в 2010 году должны увеличиться на 44 миллиарда рублей. Из них 11 миллиардов рублей будут направлены на создание инфраструктуры особых экономических зон (ОЭЗ), в том числе на запущенную в августе 2010 года ОЭЗ в Тольятти.

    Ранее сообщалось, что на строительство ОЭЗ из федерального бюджета будет выделено 7,2 миллиарда, а из регионального - 774 миллиона рублей. Опрошенные нами эксперты восприняли эту новость неоднозначно. Дело в том, что события последних дней, касающиеся ОЭЗ, дают повод задуматься: а не начинает ли ОЭЗ "лихорадить"? Сначала стало известно, что правительство РФ решило ликвидировать ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территориях Краснодарского края. Затем Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил создать на территории Ингушетии особую экономическую зону. И все бы ничего, только в этом глубоко дотационном регионе это уже вторая попытка создать на своей территории особые условия.

    Многие аналитики ломали голову: почему одну из первых, созданных в России зон в Анапе, вдруг закрывают досрочно. По официальной информации, причиной ее ликвидации стало отсутствие соглашений о развитии соответствующей деятельности. По закону такое решение возможно, если в течение трех лет с момента ее создания не было заключено ни одного соглашения о производственной, технической или туристической деятельности. Советник руководителя ОАО "ОЭЗ" Дмитрий Сулима считает, что скорее всего это стало следствием пассивности местных властей.

    По его словам, все успешно развивающиеся зоны - в Татарстане, Липецке, Томске - обязаны вниманию региональных органов власти.

    Некоторые эксперты, вместе с тем, предполагают, что ликвидация особой экономической зоны связана с намерением властей Краснодарского края перенести специальную игорную зону "Азов-Сити" с берегов Таганрогского залива к Черному морю.

    - То, что туда может быть перенесена игорная зона, не исключается и вполне может быть одной из причин закрытия ОЭЗ, - сказал корреспонденту "РБГ" руководитель управления корпоративных финансов инвестиционной компании "Финам" Алексей Курасов. - Это должно предотвратить разночтения в законах при использовании двух различных нормативных актов.

    Но почему все-таки ОЭЗ в Анапе была свернута раньше времени? Ответ был найден в минэкономразвития, где в 2006 году регион и выиграл конкурс на получение особой зоны туристско-рекреационного типа. Директор департамента ОЭЗ и проектного финансирования Минэкономразвития России Дмитрий Левченков объяснил, что за время существования экономической зоны в Краснодарском крае не нашлось ни одного инвестора. Между тем в министерстве поясняют: отказ от создания особой экономической зоны в Краснодарском крае не означает, что в нем не будет развиваться туристско-рекреационная инфраструктура. Ликвидированная ОЭЗ получит статус туристической зоны регионального уровня.

    Экономические зоны, отмечают аналитики, были задуманы для резкого увеличения производства в отдельных городах. Для них предусмотрен льготный налоговый режим, а также таможенные и другие льготы.

    Однако сейчас уже далеко не все разделяют мнение, что создание таких зон поможет решить проблемы субъектов.

    - Пример ликвидации ОЭЗ в Краснодарском крае показывает, что низкая привлекательность многих российских проектов для инвесторов обусловлена вовсе не высокой налоговой нагрузкой и даже не бюрократическими рогатками, - считает Алексей Курасов, - ведь в данном случае любой проект наверняка получил бы режим наибольшего благоприятствования. Вообще ОЭЗ как инструмент развития регионов уже уходят в прошлое, хотя и в прежние годы их ценность как инструмента была сомнительной, особенно в России, где этот институт так и не заработал в полную силу.

    В Управляющей компании ОАО "ОЭЗ", которая занимается 17 действующими и вновь создаваемыми зонами, напротив, считают, что инвесторы "стоят в очередь" участвовать в проектах в особых зонах. По информации компании, объем инвестиций, заявленных резидентами ОЭЗ России, более 6,4 млрд долларов. Хотя если поделить эту сумму на все 17 успешно действующих зон, получается не так много. Для сравнения, на объекты олимпийского Сочи уже поступило около 1 млрд долларов частных инвестиций.

    Что касается предложения депутатов о введении режима ОЭЗ на территории Ингушетии, то Дмитрий Сулима сказал, что об этом в ОАО "ОЭЗ" слышат впервые. Добавив при этом: "Нет территории, которая не хотела бы развивать у себя ОЭЗ".

    Республиканские власти полагают, что ведение на территории Ингушетии ОЭЗ могло бы решить многие проблемы субъекта. Прежде всего это даст республике долгожданный приток инвестиций.

    - Пока бытует мнение, что Ингушетия - зона риска для вложения капитала, мы сможем привлечь инвестиции только путем предоставления бизнесменам налоговых и других льгот, что и предусматривает особая экономическая зона. Кроме федеральных налоговых льгот на уровне субъекта мы готовы предоставить участникам ОЭЗ льготы по оплате услуг ЖКХ, подключению к коммунальным сетям, возможно полное освобождение от налогов в местный бюджет, - объясняет министр экономики и промышленности республики Висит Аушев.

    Просто так найти деньги хотя бы на строительство запланированного семиэтажного гостиничного комплекса в Магасе местным властям сложно. Приходится уговорами действовать, напоминать бизнесмену, что он сам из Ингушетии.

    Нынешний президент республики хочет повторить опыт первого президента Ингушетии Руслана Аушева, во время правления которого благодаря режиму ОЭЗ было построено много полезных объектов: начиная от здания правительственного комплекса до школы и вокзала.

    - Если сейчас ввести у нас особую экономическую зону, мы сможем построить жизненно необходимые объекты. Но при этом необходим постоянный контроль, чтобы ОЭЗ не стала средством для отмывания денег, - уверен Юнус-Бек Евкуров.

    По просьбе главы Ингушетии в ближайшее время в республику прибудет комиссия Минрегиона России, чтобы на месте досконально изучить социально-экономическое положение субъекта, чтобы сделать вывод, в чем он нуждается. Выводы ее специалистов, в том числе, повлияют на решение вопроса о введении в республике режима экономического благоприятствования.

    Поделиться