Как борются с пробками на дорогах в крупных городах мира
Британская столица образца XXI века являет собой печальный парадокс.
По викторианской эпохи городу с его узкими, старозаветного фасона дорогами, рассчитанными на конные фаэтоны, сегодня со средней скоростью в 12 - 16 км в час движется колоссальной плотности поток скоростных автомобилей, обладателями которых являются 7,5 миллиона жителей Большого Лондона. Таким образом, задание протиснуться сквозь этот город невозможно.
Экономике страны хронический транспортный затор и связанные с этим опоздания служащих на работу наносят колоссальный ущерб. Было подсчитано, что только деловой центр Лондона - Сити - ежедневно теряет на этих опозданиях около миллиона фунтов стерлингов. Однако столичные власти нашли-таки выход из безвыходного положения. Они решили, что если лондонские улицы нельзя расширить, то транспортный поток можно и должно сузить. Как? Убрав с дороги всех тех, кто не способен будет заплатить городской казне оброк за въезд в город.
В пределах центральной части Лондона площадью в 21 кв. км, включающей Вестминстер и Сити, начиная с февраля 2003 года за въезд в зону частного транспорта была введена плата. Пять фунтов в день (около 240 рублей) для всех автомобилей, въезжающих или проезжающих через "зону" в рабочие дни с 7 утра до 6.30 вечера. Освобождался от платы лишь транспорт особого назначения - такси, городские автобусы, машины "скорой помощи", пожарные и другие экстренные службы. "Помилование" даровано также инвалидам, двухколесным транспортным средствам и автомобилям на альтернативном топливе. Жителям "зоны" определили скидку в размере 90 процентов. Поступления от платы за въезд в "зону" предполагалось направлять на развитие и модернизацию городского транспорта и улучшение качества дорог.
По прошествии года после начала эксперимента на-гора был выдан победоносный рапорт о снижении транспортных потоков в центре Лондона на 20 процентов, о сокращении времени в пути на 14 процентов и о миллионных поступлениях в столичную казну. Между тем, как ни парадоксально, поездка по центру города более скоростным мероприятием не стала. Зато заметно оскудели кошельки лондонцев, многие из которых стали искать себе работу вне центра города, оскудели и бюджеты компаний. Тем паче, что за последующие годы оброк вырос до восьми фунтов в день. Однако 70 миллионов фунтов стерлингов в год, собранные "зоной", побудили власти в феврале 2007-го расширить границы платной территории на западную часть столицы, захватив остаток Вестминстера и вобрав в себя еще два района центра - Кенсингтон и Челси. Таким образом, по сути весь центр Лондона стал закрытым для бесплатного проезда индивидуального транспорта. Что на это можно сказать? Хотелось бы просто заметить, что ни я лично, как и никто из моих ближайших друзей и коллег, по Лондону на машине уже давно не ездят.
Вячеслав Лысаков:
- Платный въезд в центр города, во-первых, не решит проблемы. У нас загружен не столько центр, сколько кольцевые магистрали. Причем они перегружены именно из-за заторов на выездах на радиальные дороги. Зачастую проще и быстрее проехать через центр, чем по Третьему транспортному кольцу. Непонятно, каким образом будет взиматься плата за въезд. Если поставить шлагбаумы, город встанет. А система, которая используется по всей Европе, когда плату за въезд считывают с карты, просто не предусмотрена. Ее нужно развивать с нуля. И на это уйдут годы.
В то же время непонятно, как быть с туристами. В Швеции в Стокгольме эту проблему обошли: с "заезжих" автомобилей такой платы просто не берут. Но транзит через Москву гораздо выше, чем в Стокгольме. Как быть в этом случае?