Рост тарифов на энергию и жилищно-коммунальные услуги опережает инфляцию, а аппетиты ресурсоснабжающих организаций стали барьером на пути модернизации экономики.
Это стало причиной, побудившей Общественную палату Нижегородской области рассмотреть влияние тарифной политики на развитие промышленности и социальной сферы региона.
- За последние два года энергетические и коммунальные тарифы выросли в среднем на 25-40 процентов, - утверждает заместитель председателя Общественной палаты Дмитрий Краснов. - При этом в разных регионах Поволжья тарифы растут с разной скоростью. Именно поэтому совершенствование политики и методики определения цен на топливно-энергетические ресурсы становится в настоящее время самой актуальной задачей. Эффективный рычаг сдерживания роста цен на энергоносители и услуги ЖКХ - антимонопольное регулирование, и потому роль Федеральной антимонопольной службы будет с каждым годом возрастать.
Выступление руководителя службы по тарифам Нижегородской области Олега Седова внесло конкретику в обсуждение злободневной темы. По словам Седова, тарифы на электроэнергию в Нижегородской области в 2011 году вырастут для населения на 10 процентов, для промышленных потребителей - на 23. При этом в 2010 году тарифы на электроэнергию для населения увеличились на 10,5 процента, для предприятий - на 12,5. По прогнозу региональной службы по тарифам, платежи за водоснабжение вырастут на 15-17 процентов (в 2010 году - на 11), за газ - на 15 процентов (в 2010-м - на 25,1).
- По нормативам, установленным правительством России, стоимость жилищно-коммунальных услуг в Нижегородской области не должны повыситься более чем на 15 процентов, - сказал Олег Седов корреспонденту "РГ". - Ситуация в 40 муниципальных образованиях из 52 у нас опасений не вызывает, а вот в 12 районах и городах области тарифы могут вырасти более чем на 15 процентов.
Грядущее вступление России в ВТО окажет заметное влияние на национальную тарифную политику, считает Дмитрий Краснов. Ведь по условиям этой организации оптовые цены на энергию (для предприятий) должны быть выше розничных (для населения). Сейчас же в России благодаря перекрестному субсидированию ситуация прямо противоположная. Мало того, тарифы для населения должны приблизиться к мировым ценам на энергию (дисконт может составлять не более 10 процентов). Однако, учитывая уровень доходов большинства россиян, такое повышение приведет к массовым неплатежам, росту задолженности и социальной напряженности.
- Величина тарифов должны быть объективной, - говорит председатель Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Лунин. - При их формировании нужно учитывать мнение и поставщиков, и потребителей. Главная задача - создать оптимальные условия для развития экономики и социальной сферы.
- Тарифная политика в России не учитывает уровня заработной платы граждан, - развивает тему представитель областного совета профсоюзов Михаил Иванов. - Число получателей жилищных субсидий не снижается. При этом населению компенсируют лишь 5 процентов убытков, которые оно понесло от повышения тарифов жилищно-коммунального хозяйства в результате реформирования этой отрасли.
Тарифная политика - сложный вопрос, так как население не сможет платить по мировым ценам, а предприятия уже в массовом порядке банкротятся, считает член Общественной палаты России Виктор Клочай.
- Сейчас определение энергетических и коммунальных тарифов в регионах опирается не на федеральные законы, а на предоставляемые ресурсоснабжающими организациями данные о себестоимости их услуг, - подчеркивает Клочай. - Эти данные далеко не всегда достоверны. Подобная ситуация приводит к злоупотреблениям и коррупции. Ослабление влияния государства в энергетике и ЖКХ ведет не к развитию этих отраслей, а к их упадку. Поэтому власти надо жестче контролировать все расходы, в том числе и инвестиционные, ресурсоснабжающих компаний, приняв для этого законы прямого действия.
Позицию энергетиков попытался отстоять заместитель генерального директора одной из межрегиональных энергокомпаний Олег Шавин. По его мнению, уже сейчас налажен эффективный контроль региональной власти за инвестиционными расходами ресурсоснабжающих организаций. А вот переход на новую систему тарифного регулирования (RAB) сейчас может вызвать вопросы у представителей общественных организаций. Однако насколько RAB-регулирование эффективно, станет ясно только по истечении первого года работы с новой системой.
Участники совещания приняли обращение к правительству РФ. В частности, региональная Общественная палата рекомендовала ускорить принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих лучший контроль над процессами формирования тарифов в сфере электроэнергетики. Кроме того, было предложено оказывать государственную поддержку предприятиям, реализующим проекты, направленные на повышение энергоэффективности. Такими мерами поддержки могут быть льготные режимы налогообложения и кредитования.