30 сентября в "РГ - Неделе" вышел материал "В тени пирамид", рассказывающий о малоизвестных страницах войны в Египте, в которой участвовали советские военные.
Публикация вызвала широкий резонанс - откликнулись воевавшие в Египте и в других странах. Группа участников боевых действий, среди которых были представители Совета ветеранов войны в Египте, Союза ветеранов Анголы, участники войн в Сирии, Мозамбике, Афганистане, Чечне, встретилась с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым.
Проблем накопилось много, и главная - отсутствие единого государственного органа по делам ветеранов. Сегодня средства, направляемые государством на поддержку ветеранов, распыляются по разным министерствам и ведомствам, а об эффективности их работы может сказать такой факт: пенсия полковника, отслужившего более 20 лет, в т. ч. в "горячих точках", меньше средней пенсии по Москве. Общественных ветеранских организаций в России зарегистрировано несколько десятков тысяч, но они работают нескоординированно.
Еще одна проблема - получение статуса ветерана боевых действий. Принимавшие участие в боевых действиях фактически разделены на ветеранов первого и второго сорта. У первых есть статус, у вторых - ничего. Так, служившие в Таджикистане не имеют статуса участников боевых действий. Даже те, кто награжден боевыми орденами или удостоен звания Героя России, по документам как бы там не воевали.
Такая же история произошла с военнослужащими 220-го зенитно-ракетного полка, о которой на встрече рассказал его командир Иван Тетерев. Полк был сформирован в 1982 году и вскоре направлен в зону арабо-израильского противоборства - в Сирию. Но в личных делах военнослужащих записали, что эти два года они прослужили в Московском округе ПВО.
Чтобы ветеран военной службы мог получить статус участника боевых действий, война, в которой он участвовал, должна быть внесена в перечень - приложение к Закону "О ветеранах". Нет войны в списке - нет льгот.
Еще более абсурдна ситуация, когда право на льготы ветеранам боевых действий вроде бы дали, но воспользоваться ими они не могут. Только один пример: Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" от 2 октября 2008 года, расширивший временные рамки боевых действий в Анголе, Мозамбике и Эфиопии, вступил в силу с 1 января 2009 года, но в перерасчете пенсий тем, кто получил право на льготы, военкоматы отказывают.
Доводы чиновников: порядок перерасчетов и выплат пенсий регламентирован постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941. Естественно, в нем нет упоминания о законе от 2 октября 2008 года. А нового подзаконного акта нет. В итоге: закон есть, но не работает.
Министерства по делам ветеранов есть в 50 странах мира. Наши ветераны подписали обращение к президенту РФ, в котором просят создать министерство или единый государственный орган по делам ветеранов и внести поправки в Федеральный закон "О ветеранах".