Почти полмесяца в году центр столицы парализован из-за народных гуляний и соревнований

Власти Москвы объявили войну пробкам. Их тут же поддержали жители столицы. На один из серверов, посвященных транспортным проблемам, от горожан хлынул поток предложений, как ускорить трафик на улицах мегаполиса. Не остались в стороне и журналисты "РГ" и тоже стали искать способы, за счет чего прибавить скорость машинам.

И тут же вспомнили: Москва любит погулять. Причем размашисто, с "заходом на проезжую часть". Машинам в это время тут въезд запрещен. К тому же проходят сотни других акций, случаются аварии и приезды высокопоставленных гостей, ради которых на дорогах тоже вешают "кирпич".

Журналисты "РГ" занялись подсчетами, как вмешивались в движение автотранспорта праздники и акции, которые проводились в столице с размахом (новогодние гулянья, проведение Дней славянской письменности и культуры, Дня города, кроссы, велопробеги...)

За основу взяли официальные сообщения ГИБДД, которые они рассылали в СМИ, дабы загодя предупредить обладателей личных авто о временных неудобствах. Статистика впечатляет. Ограничения вводились: в январе два раза на 3 часа 30 минут и 6 часов 30 минут; в феврале - один, на 3 часа, в апреле - пять, от 4 до 12 часов, в мае - четыре раза, от 4 до 6 часов, в июне - один, примерно на 6 часов, в июле - два раза, на 52 и 28 часов, в сентябре - пять раз, на разных участках от 3,5 до 24 часов, в октябре - один, на 12 часов, в ноябре - два, на 3 и 12 часов. Особенно напряженными для пассажиров авто и общественного транспорта традиционно являются май и сентябрь. Ведь перед самыми праздниками, которые всегда широко отмечаются в эти месяцы: День Победы и День города, - проходят репетиции. И для них тоже приходится перекрывать несколько дорог. Самый "длинный" рекорд этого года - за показательными заездами болидов "Формулы-1". Из-за этого мероприятия проезд для авто и общественного транспорта был перекрыт аж с 1.30 17 июля до 5.30 19 июля, а также с 1.30 18 июля до 5.30 19 июля. В первом случае нельзя было проехать по Васильевскому спуску и Большому Москворецкому мосту, во втором - по улицам Москворецкая, Моховая, Охотный Ряд, по Кремлевской набережной и Боровицкой площади. И так всегда - для проезда разом закрываются участки, расположенные на нескольких улицах, набережных, площадях. Чаще всего в списке значится центр города: Варварка, Васильевский спуск, Ильинка, Лубянская площадь, Болотная набережная... "Кирпичи" валятся на головы всех, кто здесь пытается проехать, в том числе и на общественный транспорт.

По самым приблизительным подсчетам, улицы в центре города перекрывают в совокупности свыше 300 часов, то есть они недвижимы более десяти дней. Точных подсчетов никто не ведет. К тому же зачастую ГИБДД, сообщая об ограничении, указывает только время его начала. Потому что неизвестно, когда та или иная акция закончится. Но есть еще инициативы по перекрытию улиц, исходящие от префектур и управ. Этой статистики вообще не существует. Однако эксперты уверяют, что на местные гулянья можно смело добавлять еще неделю. В итоге получается, что пробки на "праздничном месте" длятся в Москве почти полмесяца.

Многие москвичи еще не забыли, что в день торжеств в честь святых Кирилла и Мефодия (24 мая) центр города просто стоял. Из-за шествия от храма Христа Спасителя к Васильевскому спуску одни улицы закрыли для движения, а на других водители томились в пробках. Причем транспортный поток остановился за несколько часов до начала мероприятий и оживился лишь спустя три часа. Например, по Ильинке, Варварке и Большому Москворецкому мосту нельзя было проехать с 8.00 до 16.00. Автомобилистам ничего не оставалось делать, как ехать в объезд по Садовому кольцу. Москвичи недоумевали: нельзя было перенести шествие на другой день, например, на выходные?

Возмущает москвичей и то, под какие официальные акции масштабно перекрывают движение. Иван Проскуряков, житель столицы, участвуя в акции "РГ", предложил новому мэру Сергею Собянину: "В День Победы можно ограничивать движение. Это наш всенародный праздник. Или в Пасху, когда люди едут на кладбища. Но ведь тысячи автомобилистов заставляют делать кругаля, например, ради марафона болидов "Формулы-1", которым место уж никак не в исторической части города, или различных кроссов и велогонок, от переноса коих на окраины заинтересованных зрителей не убавится, а другим - невольным свидетелям - они вообще неинтересны". Ему вторит Анна Бережная: "Иным чиновникам кажется, что чем больше перекроют улиц, тем больше будет подчеркнута значимость праздника и его размах. Глупости это! Надо думать, чтобы в праздники создавать максимально комфортную ситуацию в городе. И уж, по крайней мере, не менять маршруты движения общественного транспорта. Дороги должны быть для машин, а не для песен, плясок, демонстраций".

Отметим, такие предложения звучат уже не первый год. И каждый раз чиновники отвечают: "Проведение тех же международных соревнований - это повышение престижа нашей столицы на мировом уровне. А ограничение движения - мера, направленная в первую очередь на безопасность участников и зрителей. К тому же это чаще всего делается в выходные". Определенный резон в этих словах, может быть, и есть. Но все больше москвичей требуют: хватит зарабатывать престиж за счет наших нервов и потерянного времени!

Увы, водители страдают не только из-за статусных акций, но и от приезда VIP-персоны. Стоит вспомнить хотя бы о визите в столицу Пьера Кардена. Осенью прошлого года для проезда известного модельера прерывалось движение в районе Таганки. В самый час пик! Во многих странах главные дороги не перекрываются вовсе: выделяется полоса или две для проезда важных персон. Иногда перекрывается движение полностью, но на две-три минуты. Но ведь не на полчаса, как у нас!

Напомним, "мода" на перекрытие дорог появилась в советские годы. Лимузин Брежнева мчался по пустому Калининскому проспекту и улице Горького. Постепенно список чиновников, которым мигает зеленый огонек, когда все остальные автомобилисты стоят, только распухал. А между тем во многих странах для них и не думают ограничивать движение. Скажем, во Франции, Германии, США исключение делают лишь для заезжих глав государств. Так, может быть, и Москве пришло время отказаться от советского пережитка?

Еще недавно вешать "кирпич" или нет, решала не только мэрия. "Добро" на проведение не столь масштабных кроссов, фестивалей, шествий давали также префектуры и управы. Ориентируясь на свое представление, ограниченное размером подведомственной территории, и не очень заботясь, как это отразится на дорожной ситуации в соседнем районе или округе. Сколько всего было в этом году "местечковых" ограничений движений, в ГИБДД назвать не могут. Но явно счет идет на десятки, если не сотни.

И вот в сентябре вышло постановление "О дополнительных мерах по улучшению организации дорожного движения в Москве". Согласно документу возможность перекрывать дороги и вносить изменения в график общественного транспорта перешло в юрисдикцию департамента транспорта и связи столицы. Пока чиновники отделались общими обещаниями, что решения о перекрытии дорог будут рассматриваться с учетом дорожной ситуации в целом. Но ни о каком, заметим, ограничении речи не идет. Повторим, в переполненном транспортом городе любое ограничение в движении тут же провоцирует многокилометровые заторы. Впрочем, есть надежда, что решения о перекрытиях дорог будут перенесены на более ответственный уровень.