Иностранные производители должны будут выпускать в России ежегодно не менее 300 тысяч иномарок

Правительство предложит иностранным автомобильным концернам, которые собирают в России иномарки, продлить льготы по беспошлинному ввозу комплектующих. Но с учетом новых условий работы.

Льготы продлят в среднем еще на 8 лет, если компании будут собирать в России уже не 25 тысяч машин в год, как это происходит сейчас, а не менее 300 тысяч авто ежегодно. По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, на такой уровень производства автомобилестроители должны выйти не позднее чем через четыре года с даты вступления дополнительного соглашения в силу. При этом, подчеркнула министр, вместо предложенной минпромторгом схемы обязать предприятия выпускать ежегодно не менее 200 тысяч двигателей и коробок передач, от автопроизводителей потребуют треть производимых в России авто оснащать российскими двигателями.

Ведомства также согласились с тем, что в течение пяти лет после подписания новых соглашений не менее 60 процентов добавленной стоимости в производстве автомобилей должно приходиться на производство в России. В данном случае меняется подход методики расчета режима локализации промсборки. Если до сих пор компоненты завозили в страну российские поставщики, к примеру отдельно шины, диски, а потом их собирали в России, то это считалось "российскими комплектующими". Новая методика расчета вводит понятие рублевой составляющей для комплектующих. Таким образом, валютную себестоимость произведенных за рубежом деталей, в будущем исключат.

Большинство действующих соглашений с иностранными автокомпаниями истекает к 2014 году. Перезаключаться соглашения будут до февраля следующего года, сроком на восемь лет. По словам Эльвиры Набиуллиной, "новые соглашения не будут отменять уже заключенные, а лишь дадут новые возможности их участникам".

Дополнительным стимулом для них также должно стать принятое российскими властями решение: сохранить высокие таможенные пошлины на новые иномарки до 2014-2015 годов.

Между тем директор агентства "Автостат" Сергей Целиков неоднозначно оценивает новации. "То, что правила надо менять в сторону больших объемов, сомнений нет, - говорит он. - Однако, изменение нижнего порога выпускаемых автомобилей с 25 тысяч до 300 тысяч настолько сильное, что перед компаниями встает вопрос, что делать дальше". Эксперту непонятно, откуда "взялась" цифра в 300 тысяч авто, тем более в условиях российского непрогнозируемого и нестабильного рынка. "Недавно он начал подниматься, потом упал, сейчас снова восстанавливается, но четко ни один эксперт не может сказать, до какого уровня рынок может и должен вырасти через год и два", - поясняет Целиков. Даже при самых максимальных объемах 2008 года, когда было продано более 2,8 миллиона автомобилей, выпуск 300 тысяч авто в год реально могли бы потянуть, по его словам, всего 10 производителей. Тем более в России востребованы более 50-ти разных брэндов. А, значит, рынок не способствует локализации. Производство каждой модели будет сравнительно невелико.

Окончательно утвердить правила по новому режиму промсборки минэкономразвития и минпромторг собираются до конца года. Чтобы новый режим вступил в силу, минэкономразвития, минпромторг и минфин должны подписать совместный приказ. В минпромторге торопятся с его принятием. При этом, как сообщил глава департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексей Рахманов, "до февраля 2011 года те иностранные компании, которые согласятся с новыми правилами игры, смогут, перезаключить свои договора с минэкономразвития. Как утверждают источники, в проекте постановления есть положение, по которому штрафы за неоплаченные пошлины с заводов, не подписавших соглашения, будут взиматься задним числом, с момента окончания первого соглашения.