Новости

14.12.2010 09:59
Рубрика: Экономика

Заплаты для асфальта

В ряде регионов дорожники завершили сезон с недоделками и браком

Власти Брянска, ужаснувшись состоянием "отремонтированных" трасс, обещают оптимизировать процесс отбора подрядчиков для дорожных работ. В Твери этот этап уже позади, но первая же попытка заставить строителей работать "с умом" потерпела поражение.

По словам замглавы администрации Брянска Владимира Воронина, в этом году на 37 объектов планировали израсходовать 422,7 миллиона рублей:

- Все средства, выделенные федеральным бюджетом, будут освоены. Сейчас идет оформление актов выполненных работ. Задача заключалась в том, чтобы положить асфальт до морозов и непогоды. Завершив асфальтирование, ликвидируем и недостатки. Все генподрядчики в течение двух лет несут гарантийные обязательства.

Однако до сих пор такие гарантии строителей не пугали. Они не отказывались от переделок, но после них дороги нередко становились еще хуже. В этом году власти уже устали ездить на Чкаловскую и еще несколько улиц, жители которых возмущены качеством работ. Где-то уже рассыпаются тротуары, в других местах нельзя ни проехать, ни пройти из-за скопления воды.

Подрядчику, попавшему в "черный список", достаточно сменить название - и можно вновь участвовать в конкурсах

- Качества ноль - значит, денег тоже ноль, не нужно им платить, - предложил депутат горсовета Хвича Сахелашвили. - Проспект Станке Димитрова, который реконструировали, будет размыт до весны. Лучше сделать один раз на десять лет, и гарантия тоже должна длиться десять лет.

По утверждению депутата, дорожники срезали старый асфальт, переработали его на заводе и снова пускают в дело: "Ему красная цена 200 рублей за тонну, а продают по 2200". Глава администрации города Сергей Смирнов заверил, что в новом сезоне все ошибки будут исправлены, но и он согласен, что местные подрядчики ударили лицом в асфальт: "Для реконструкции Московского проспекта мы найдем хороших дорожников. И в этом году хотели белорусов пригласить, но не получилось". А заместитель председателя горсовета Виктор Корхов полагает, что нужно упреждать появление бракоделов: "У нас давно создана рабочая группа по развитию транспортной инфраструктуры. Ее выводы должны быть учтены в будущем".

Тем не менее даже за брак подрядчики требуют денег. По словам Владимира Воронина, пока ни одну дорогу власти целиком не оплатили: предстоит еще оценить работу. А глава города Николай Патов предупредил, что в случае явного брака строители и не получат расчет: "Обследуем все отремонтированные дороги и будем опираться в том числе на мнение горожан".

Депутат областной Думы Степан Понасов убежден, что городские власти должны в будущем изменить стратегию: "Почему-то основное внимание уделено дорогостоящим проектам, а ведь для борьбы с пробками порой нужно на полтора метра расширить дорогу. И если уж тратим федеральные деньги, так нужно делать это с умом". К слову, собственных средств региону хватило на реконструкцию только одной дороги да ямочный ремонт.

В Тверской области все дорожно-строительные работы были принудительно остановлены еще 1 ноября. К этому времени из 47 объектов (163 километра дорог) приняли в эксплуатацию, оплатив подрядчикам работу, 52 процента - чуть более половины запланированного объема. Причем в областном центре на указанную дату не было ни одного такого объекта. Неосвоенные деньги (за которые фирмы боролись на конкурсных торгах) перейдут на следующий год.

Поводом к прекращению работ региональные власти назвали плохую погоду - укладывать асфальт в лужи недопустимо. Однако причины беспрецедентного для области решения кроются гораздо глубже. Чиновники сделали первую серьезную попытку пресечь дурные традиции местных дорожников: безответственность, работу по принципу "после нас хоть потоп", несоблюдение ГОСТов и аврал в последний момент.

Так, еще в прошлом году был провозглашен постепенный отказ от ямочного ремонта и переход к полноценному. Состояние объектов стали поверять, что называется, с линейкой и штангенциркулем в руках. Также постарались как можно раньше провести конкурсы на подряды, поскольку львиную долю ремонтной кампании занимают торги и прочие юридические процедуры. Последнее обстоятельство, кстати, во многом объясняет, почему в последние годы в регионе укладывали асфальт прямо в снег.

Но что из этого получилось, можно судить по комментарию замгубернатора Константина Зуева:

- Практика заключения договоров с подрядными организациями как можно раньше, в июне-июле, не спасает нас от недобросовестных фирм. Ведь в конкурсе могут принимать участие практически все, главное - предложить как можно меньшую цену. В итоге некоторых подрядчиков мы разыскиваем через прокуратуру. Например, так вышло с "Стройпроектреставрацией". Они отфрезеровали асфальт на своем объекте и пропали. Хорошо, что нашелся субподрядчик.

В общем, асфальт в лужи в этом году все равно укладывали, причем буквально под окнами территориального дорожного фонда - организатора всех дорожных работ. Власти уже "выставили за дверь" несколько недобросовестных фирм, загубивших порученные объекты, и внесли их в "черный список". При этом бракоделам насчитали штрафных санкций на восемь миллионов рублей и сейчас через суд пытаются заставить вернуть бюджетные деньги. Однако при этом все прекрасно понимают: достаточно фирме сменить название - и можно вновь участвовать в конкурсных торгах, а судебные тяжбы порой длятся годами. Другими словами, властям вновь предстоит искать решение наболевшей проблемы качества дорожного ремонта.

Кстати

В Тамбове на капитальный ремонт улиц и дворов города из федерального бюджета выделено порядка 271 миллиона рублей, еще 56 миллионов поступили из областного. Но часть этих денег подрядчики закатали в грязь и утопили в лужах. Не выдержало "ходовых испытаний" и новое асфальтовое покрытие на одной из центральных магистралей - улице Карла Маркса. Все лето из-за реконструкции теплотрассы движение по ней было перекрыто, что создавало неудобства автомобилистам и пешеходам. К середине ноября на многострадальную дорогу положили асфальт, но городские власти акт приемки выполненных работ не подписали. Специалисты ГИБДД, хотя и признали дорогу непригодной для движения транспорта, нашли соломоново решение - ограничили скорость движения по ней 40 километрами в час.

Евгений Писарев

Экономика Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Брянская область Брянск ЦФО Тверская область Тверь