Движением в Санкт-Петербурге будет управлять компьютер
Вчера в Москве была представлена новая программа, которая способна самостоятельно и эффективно управлять движением. Причем, как уверяют разработчики, не только на конкретных участках дороги, но и во всем мегаполисе.
Это, пожалуй, первый программный продукт будущей интеллектуальной транспортной системы. Сейчас он проходит обкатку на кольцевой дороге Санкт-Петербурга. Система собирает информацию с датчиков интенсивности движения с 35 метеостанций, расположенных вдоль дороги, и с 86 видеокамер. Эти данные обрабатывает специальный модуль, который в зависимости от ситуации на 37 светодиодных табло отображает нужные знаки. Например, ограничивает скорость движения, сообщает о гололеде, предлагает вообще дальше не ехать, а искать пути объезда. На кольце нет светофоров, но если бы и были, то система сможет управлять и режимом их работы.
Помимо регулирования схемой движения система предоставляет оператору возможность вручную управлять транспортным потоком, а также сообщает об авариях. Сейчас ее доводят до ума, калибруют должным образом. Но уже со следующего года обещают запустить в эксплуатацию.
Во сколько обошлись "электронные мозги" городу, разработчики не говорят. Но сообщают, что самая дорогая часть - это изучение дорожной обстановки, проектирование системы. Само оборудование и его установка обойдутся значительно дешевле.
Поможет ли она облегчить жизнь автомобилистам на КАДе - покажет время. Хотя, по словам директора департамента программ развития минтранса Алексея Семенова, внедрение этих систем позволяет увеличить пропускную способность трасс в среднем на 20 процентов.
О необходимости внедрения таких систем повсеместно говорилось давно. В Москве уже работает ее аналог под названием "Старт". Он получает информацию с датчиков потоков и устанавливает оптимальный режим работы светофоров. Но из более чем 1200 светофоров Москвы, подключены к ней всего около 400. Да и сама система уже морально устарела. Поэтому принято решение ее модернизировать в самое кратчайшее время.
Между тем в мире давно используются так называемые интеллектуальные транспортные системы. По словам директора организации, объединяющей разработчиков ИТС, Владимира Крючкова, впервые их созданием озаботились японцы: в 1974 году Токио задыхался от пробок. Тогда там и создали такую систему. В США она была внедрена в 80-х годах прошлого века, а в Европу "доехала" лишь в 90-х.
По экспертным оценкам, объем мирового рынка интеллектуальных транспортных систем сегодня составляет примерно 300 миллиардов евро. В России - тысячную долю этой суммы.
При этом, по словам экспертов, для внедрения таких систем необходимо проделать огромное количество законотворческой работы. Необходим закон об интеллектуальных транспортных системах, в котором будут расписаны все требования к ним. Эти системы должны быть совместимы не только между собой, но и с западными аналогами. Ведь у нас международные перевозки с каждым годом все увеличиваются. Они должны иметь возможность модернизации, по ним должны быть разработаны единые стандарты, а также планы внедрения.
Как заявил Алексей Семенов, концепция закона уже разработана и вывешена на сайте минтранса для обсуждения. Но, по его мнению, интеллектуальная транспортная система должна в обязательном порядке состыкована с навигационной системой ГЛОНАСС. Это позволит точно определять место аварии и быстрее реагировать. Тем более что технический регламент о колесных транспортных средствах требует обязательного оснащения со следующего года навигационным оборудованием всех пассажирских перевозчиков, а также автомобилей, перевозящих опасные грузы. А с 2013 года - вообще всех автомобилей.
К сожалению, пока оборудование интеллектуальными транспортными системами происходит локально, проблем заторов она не решит. Она просто сместит их туда, куда не дошли руки инженеров и программистов.