В России ужесточен контроль за использованием бланков автогражданки
Совет Федерации одобрил поправки в закон об ОСАГО, касающиеся контроля за использованием бланков автогражданки.
Надо сказать, что уже довольно длительное время Российский союз автостраховщиков следит за выдачей этого документа строгой отчетности. Он даже выступает в качестве третьего лица при заключении договора между страховщиком и предприятием-изготовителем. В случае если страховщик подает признаки не совсем честной игры, РСА может приостановить договор.
Эта норма позволила эффективно бороться с исчезновением в неизвестном направлении бланков ОСАГО. Если в 2009 году не было сдано более миллиона 300 тысяч бланков, то в 2010-м без вести пропало всего 162 тысячи бланков. Не сданные бланки мошенники, прикидываясь страховыми агентами, успешно реализовывали на рынке. Автолюбитель, купивший такую страховку, узнавал о том, что договор с ним никто не заключал, как правило, после аварии.
Поправки в закон определяют, кому и сколько бланков выдавать. Компании поделят на четыре группы риска. В "высокой группе" риска страховщики вообще не будут получать новых бланков ОСАГО. Для "средней группы" количество бланков будет равно количеству заключенных договоров в аналогичном квартале предыдущего года. При этом со стороны РСА будет установлен контроль за объемом обязательств по вновь заключаемым договорам страхования. Для "низкой группы" риска количество выданных бланков будет равно количеству заключенных договоров в предшествующем квартале. В "группе без риска" страховщики будут получать необходимое количество бланков.
Впрочем долго ли осталось существовать закону об ОСАГО в нынешнем виде - большой вопрос. Уже сейчас на сайте минфина выложены предложения по его совершенствованию. Речь идет, можно сказать, о новой редакции. В ней предлагается увеличить размеры выплат по жизни и здоровью до 500 тысяч рублей. Причем компенсировать переломы и ушибы страховщики будут обязаны в любом случае. Сейчас страховые компании не оплачивают услуги, которые предоставляются в рамках полиса обязательного медицинского страхования. Поэтому редкий участник дорожного движения получал такие выплаты. Однако страховщики не согласны с этим предложением. Дело в том, что в Гражданском кодексе прописано, что не компенсируются те услуги, которые предоставляются бесплатно. Считается, что услуги в рамках ОМС - бесплатные. В РСА опасаются, что возникнет противоречие между двумя законами, поэтому настаивают на более глубоком изучении вопроса.
Проект минфина предполагает увеличение выплат за ущерб до 400 тысяч. В РСА считают, что такое повышение тоже не вполне обоснованно. По данным союза, ныне существующего лимита хватает, чтобы урегулировать 70-75 процентов случаев. Повысить можно, но тысяч до 300-350, считают в РСА.
Также в проекте предлагается увеличить выплату по упрощенному оформлению до 50 тысяч рублей. Однако, опасаясь мошенничества, будет введена и норма, требующая от обоих участников аварии предоставить машину на осмотр страховщику. В случае если водитель не предоставил автомобиль на осмотр, компания вправе выставить ему регресс.
Напомним, упрощенный порядок, то есть без вызова сотрудника ГИБДД можно оформить, если в аварии только два участника, застрахованных по ОСАГО, нет жертв, и (на данный момент) сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. Считается, что сегодня эта услуга не популярна именно из-за низкого лимита выплаты. Хотя быстрое оформление мелких аварий позволило бы отчасти разгрести пробки.
Этот проект должен быть внесен в Госдуму во втором квартале следующего года. А вступит в силу только через год, после его официального опубликования.