Автопром будет избавляться от неквалифицированных кадров
В автопроме России с учетом смежных производств работают более 3 миллионов 600 тысяч человек. Из них на конвейерах трудятся около 600 тысяч. Трудятся плохо: российская автомобильная промышленность отстает по производительности труда от лидеров рынка не менее чем в 2-3 раза.
Модернизация отрасли в соответствии с принятой в прошлом году Стратегией развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 года приведет к сокращению кадров, непосредственно занятых в автопроме (без учета вспомогательных производств и сферы обслуживания), до 400 тысяч. Объяснение простое: кадровый потенциал, сложившийся к настоящему времени в автомобильной отрасли, нуждается в реструктуризации. Чтобы соответствовать мировому уровню, российскому автопрому нужен, с одной стороны, приток управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения автомобильного бизнеса. С другой стороны, модернизация автомобильных производств неизбежно приведет к дальнейшему сокращению занятости в автомобильной отрасли.
Первая проблема стоит очень остро: автомобильные кафедры в университетах страны выпускают значительное количество специалистов, не востребованных на рынке труда, уровень доходов на предприятиях автопрома и престижность профессии не способствуют их трудоустройству по специальности.
"Работать на ЗИЛе планирует максимум 10-15% студентов с нашего четвертого курса. Потому что не видят другого варианта или связаны договором с этим заводом. Остальные будут искать работу в автосервисе. Может быть, пара человек пойдет работать конструкторами на другие предприятия, - говорит студент автомобильного факультета Московского государственного индустриального университета (МГИУ) Евгений Барановский. - Зарплата рядового инженера-конструктора на ЗИЛе - не выше 25 тысяч рублей. В частном автосервисе автомеханик получает в 3-4 раза больше. Но там квалификация инженера-конструктора не нужна".
Напомним, что МГИУ создан на базе завода-втуза, готовившего кадры для ЗИЛа - автогиганта времен СССР. Сейчас автомобильный факультет, как сообщил "РБГ" его декан Николай Шестаков, готовит инженеров-конструкторов для автомобильной отрасли самой высокой квалификации и полностью покрывает потребности автозавода в инженерных кадрах. Но только ЗИЛом не ограничивается. "Наши выпускники требуются в крупных фирменных автосервисах, - говорит он. - И целевых заказов на специалистов со стороны автосервисных компаний в 2-3 раза больше, чем мы можем подготовить".
Чтобы обслуживать старые автомобили, достаточно иметь квалификацию автослесаря. А вот чтобы конструировать новые и перспективные, необходимо обучение кадров по многоуровневой программе высшего образования, включающей хорошую фундаментальную подготовку, достаточные навыки профессиональной работы во время производственной, конструкторской, технологической и преддипломной практики. И это отдельная проблема.
"У нас есть научно-технический центр, но с молодыми инженерно-конструкторскими кадрами беда, - сетует директор департамента по связям с общественностью компании КАМАЗ Олег Афанасьев. - Современные вузы не готовят конструкторов-проектировщиков нужного качества. Выпускники школ, которые едут учиться на соответствующие факультеты столичных университетов, потом к нам, в Нижние Челны, не возвращаются. Хотя зарплата у конструкторов-проектировщиков по нашим меркам достойная - 18 тысяч рублей. Чтобы обеспечить производство инженерными кадрами, мы пошли на создание собственного машиностроительного образовательного кластера КАМАЗ-КГТУ (Казанский Государственный технический университет им. А.Н. Туполева). С рабочими кадрами, способными работать по современным технологиям, тоже проблема. Мы вынуждены также готовить их сами. Конечно, это дополнительные затраты, но другого выхода нет".