Новые трассы будут строиться за счет наносящих вред дорогам автовладельцев
В Комитет Госдумы по бюджету и налогам поступил правительственный законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ".
Документ устанавливает правовые основы для создания федерального и региональных дорожных фондов и правила их формирования. Откуда поступят деньги на строительство дорог? За что будут платить владельцы автомобилей?
Юрий Васильев, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам:
- В новой статье 179 Бюджетного кодекса определено понятие дорожного фонда. Его следует трактовать как "составную часть бюджетных средств, направленных на финансирование дорожной деятельности". Речь идет не только о проектировании и строительстве, но и о реконструкции, капремонте, а также о содержании автомобильных дорог. Фонд станет формироваться вместе с федеральным бюджетом.
Фонд будут пополнять поступления от акцизов на топливо, аренды земельных участков, расположенных в полосе отвода автотрасс. В его копилку пойдут и сборы за проезд автомобилей, зарегистрированных за пределами России.
Платить и пополнять фонд станут и те, кто причиняет вред дорогам. Речь идет о грузовиках весом свыше 12 тонн. Для их водителей и владельцев будут установлены штрафные санкции. Принцип действия этих санкций прост: нарушил правила - плати. А для тех, кто не будет следовать этому принципу, установят административные штрафы. С водителей планируется удерживать по 5 тысяч рублей, с индивидуальных предпринимателей - по 40 тысяч рублей, с юридических лиц - в десятикратном размере. При повторном нарушении водителей смогут лишать прав на месяц, предпринимателей - штрафовать на 50 тысяч рублей, а компании - в двадцатипятикратном размере.
По оценке экспертов, в общефедеральную часть дорожного фонда в нынешнем году должно поступить около 387 миллиардов рублей. Ее доходы будут регулироваться поправками в Бюджетный кодекс. Полномочиями по установлению порядка формирования фондов на федеральном уровне наделяется правительство РФ, а на региональном уровне - высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации. Кроме того, законопроект предоставит региональным властям право самостоятельно определить, за счет чего им формировать свои бюджетные резервы для дорожного строительства. Это позволит привести в порядок дороги и улицы в городах и поселках.
Концепция дорожного фонда нашла понимание у московских властей. По оценкам экспертов, в Москве не хватает примерно 350-400 километров дорог. В городе каждый день перемещается более 3,8 млн автомашин, а плотность дорог в 1,6 раза меньше нормативных требований. Мэр Москвы Сергей Собянин включил развитие транспортной сети в число главных приоритетов городской администрации. При этом ведущую роль в решении транспортных вопросов должен будет сыграть дорожный фонд. Думаю, что уже в начале 2011 года закон заработает.
Сергей Шишкарев, председатель Комитета Госдумы по транспорту:
- О необходимости создания структуры, способной комплексно решать вопросы строительства автомагистралей, то есть строить хорошо, качественно и надолго, и осуществлять процесс финансирования дорожного строительства говорили давно.
Речь шла о необходимости создания справедливой системы финансирования дорожного хозяйства в соответствии с потребностями страны и масштабами строительства в конкретных регионах. Я очень надеюсь, что эти функции смогут выполнить дорожные фонды.
В Бюджетном послании президента отдельное место уделено повышению результативности работы транспорта, в частности, подчеркивается необходимость "устойчивого финансового обеспечения содержания и развития автомобильных дорог".
С нового года обеспечение дорожного хозяйства будет осуществляться за счет федерального дорожного фонда. Но, несмотря на решение об установлении с 1 января 2011 года норматива отчисления от акцизов на нефтепродукты для последующего отчисления в Федеральный дорожный фонд, в настоящее время отсутствует какой-либо правовой акт, регламентирующий порядок формирования и использования средств Дорожного фонда. Это говорит о том, что законодательная база транспортной отрасли сильно отстает от реально происходящих процессов.
Возможно, с принятием поправок в Бюджетный кодекс эти проблемы в какой-то мере удастся решить.