Единая медицинская база данных выявит, кому из водителей права противопоказаны
Чтобы не допустить к управлению машиной того, кому это запрещено, требуется создать медицинскую базу данных.
Об этом заявил первый заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Швецов.
По его словам создание такого банка данных позволит исключить возможность выдачи и обмена водительских удостоверений при предъявлении гражданами поддельных справок. Ведь порой отличить фальшивку крайне сложно, а то и невозможно без проведения специальных технических экспертиз.
Однако это не главная проблема. Практика показывает, что как таковых именно поддельных справок попадаются единицы. Гораздо большее распространение имеют подлинные справки с фиктивным диагнозом. Медучреждений, должным образом аккредитованных и с соответствующей лицензией у нас масса. За определенную сумму вам на фирменном (минздравовском) бланке такую справку напишут за считанные минуты. При этом от вас не потребуется справок о том, стоите ли вы на учете в психдиспансере или в наркодиспансере. Хотя по идее это требуется Коммерческое медицинское учреждение видит вас в первый раз, однако не спрашивает с вас медицинской карты. Здесь верят вам на слово и без проверок такую справку выдают. При этом человек может быть наркоманом, алкоголиком, быть психически ненормальным, страдать эпилепсией.
Инспектору же ГИБДД, который выдает вам права, важен только сам медицинский документ, в котором прописано, что по состоянию здоровья вы вполне можете управлять транспортным средством. Даже если он невооруженным глазом видит, что диагноз "липовый" - сделать ничего не может. Документ-то настоящий.
Так, например, в одно из московских подразделений ГИБДД за обменом прав с открытыми категориями "В" и "С" обратился инвалид без обеих ног. И в подразделении не смогли ему отказать по той простой причине, что у него есть действующая медицинская справка, по которой он допущен к управлению без всяких ограничений. То есть может управлять даже совершенно нормальным автомобилем с механической коробкой передач и с тремя ножными педалями. Почему? Да потому, что справка подлинная, медучреждение значится в списке аккредитованных (такой список есть в каждом МРЭО), а оспаривать диагноз врачей гаишник не в праве. В данной истории инвалид сам показал, что он ходит на протезах. И что мог сделать автоинспектор? Он не медик и не имеет права проводить медосмотр. К нему может прийти откровенно пьяный человек, но со справкой, и получить права. Это управлять машиной в пьяном виде нельзя, а прийти пешком в состоянии нестояния за документом никто не запрещает.
Довольно часто в ГИБДД обращаются за правами со справками. сделанными в соседних регионах. Списка медучреждений соседних регионов в госавтоинспекции, как правило, нет. Тогда подается запрос в этот регион. Ждать ответа надо в течение двух месяцев. Если ответа не последовало, ГАИ обязана выдать права, ведь все сомнения трактуются в пользу водителя. В противном случае, водитель, может обратиться и в прокуратуру, и в суд.
Еще год назад правительство поручило минздравсоцразвития создать базу данных пациентов с возможностью обращения к ней госавтоинспекции. Таким образом можно было бы частично решить проблему. Инспектор, перед тем как выдавать права, смог бы проверить по базе, обращался ли этот человек в медучреждение, какой диагноз ему поставлен, были ли обращения до этого, не числится ли он на учете у нарколога. При наличии такой информации как минимум половина из тех, кому права противопоказаны, их не получат.
Такая база данных должна была заработать уже в четвертом квартале 2010 года. Однако она до сих пор не создана. Минздравсоцразвития сетует на нехватку средств, объем необходимой для оцифровки информации.
Когда появится такая база остается только гадать. Напомним, что сейчас госавтоинспекция совместно с прокуратурой проводит проверки выдачи прав на предмет медицинских противопоказаний. В отношении 14 тысяч водителей материалы направлены в суды. По многим из них уже приняты решения. Некоторые граждане лишились прав навсегда.
Впрочем строгость наших законов не всегда достигает желаемого результата. Например не столь давно в ДТП погиб один из самых злостных нарушителей России. Он в совокупности был лишен права управления за пьянку аж на 40 лет. Однако это не мешало ему снова садиться за руль в нетрезвом виде. Не останавливал даже арест на 15 суток. Отсидел - и поехал. Может, правильно было бы конфисковывать у таких авантюристов автомобиль, как орудие совершения правонарушения?