В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий ответственность водителей

Законопроект уже прошел стадию обсуждения, и теперь перед Госдумой стоит задача или принять его к рассмотрению в первом - втором - третьем чтениях, или отправить на доработку сразу.

Этот документ уже не первый раз поступает на предварительные слушания. И с каждым разом совершенствуется: то есть жизнь водителя становится все обременительнее в части веса кошелька.

В документе, внесенном на предварительные думские слушания, фигурируют несколько авторов: глава Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, депутаты Александр Москалец и Мартин Шаккум. Однако этот законопроект практически полностью соответствует документу, внесенному сенатором от Карелии, экс-главой ГИБДД России Владимиром Федоровым.

Одна из главных новаций - введение ответственности за движение по полосам, предназначенным для общественного транспорта. В Москве такие выделенные полосы пока еще недоразвиты. Во встречном направлении их много, а в попутном - только на Волоколамском шоссе. В Казани, наоборот, введение таких полос - приоритетно. Однако водители зачастую игнорируют правила и выезжают на эти полосы. В результате общественный транспорт стоит в тех же пробках, как и любой другой.

Проблема, по мнению авторов законопроекта, в неадекватой сумме наказания за подобное нарушение. До недавних пор это было предупреждение или 100 рублей, сейчас это предупреждение или штраф 300 рублей. Однако гаишники некоторых регионов, например, Татарстана старались вменить в данном случае "нарушение расположения транспортных средств". Штраф за это - 500 рублей. Но не так давно Верховный суд признал незаконность этих их действий. И лишь после неоднократных обращений водителей в Департамент ОБДД МВД России удалось заставить местных инспекторов трактовать закон в соответствии с правилами.

Вероятно, чтобы не сталкиваться с таким проявлением личной инициативы, кодекс решили поправить. В нем появится статья, в которой за выезд на полосу для общественного транспорта предусмотрен штраф 1500 рублей. Согласитесь, это гораздо больнее, чем 300 и даже 500 рублей.

В ГИБДД комментируют необходимость этой поправки тем, что в правилах есть прямой запрет на подобные действия, а санкции за это нет. Потому и приходилось применять норму, предусмотренную за нарушение знаков и разметки.

Еще одно ноу-хау законопроекта - штраф за несоблюдение требования остановиться перед стоп-линией на перекрестке при красном сигнале светофора. Впрочем, эта норма уже сейчас гаишниками толкуется гораздо шире: стоп-линия может быть не только перед светофором, но и перед железнодорожным переездом, перед нерегулируемым перекрестком со знаком "уступи дорогу" или "стоп". Водителям придется обучаться умению "останавливаться в базу" - есть такой спортивный термин. Это когда машина должна остановиться так, чтобы ее передние колеса не выехали за границу, обозначенную двумя фишками, а задние пересекли уровень других фишек.

Тонкость в том, что далеко не всегда стоп-линия нарисована там, откуда просматривается весь перекресток. Потому непонятно, что делать водителю: либо остановиться перед ней, а потом доехать до места, откуда можно осмотреть дорогу и снова остановиться. Либо все-таки проехать эту линию и остановиться именно там, где виден перекресток.

По словам представителя ГИБДД у нас в правилах четко прописано требование остановки перед стоп-линией. Однако до сих пор в КоАП наказания за ее пересечение не предусматривалось.

Основные поправки кодекса относятся к статьям за нарушения, которые влияют на образование пробок: увеличение штрафа за проезд на красный свет, выезд на перекресток во время затора, непредоставление преимущества транспорту, который его имеет по правилам, остановка и стоянка во втором ряду или в местах остановки общественного транспорта.

Но, пожалуй, главной новостью станет внесение изменений в статью 27.13, устанавливающую правила задержания автомобиля. Речь о перемещении машин на спецстоянку, т.е. об эвакуации. Сейчас в кодексе прописано, что это перемещение осуществляется бесплатно, также как и первые сутки хранения машины на штрафстоянке. Теперь в КоАП предлагается возложить оплату услуг по эвакуации и хранению машин на нарушителей.

Напомним, что машину могут задержать, если:

- водитель управляет ею без документов на саму машину,

- у него нет прав или он их лишен,

- водитель нетрезв,

- машина имеет неисправности, при которых запрещена эксплуатация (например, неисправны тормоза или рулевое управление).

Также водителю грозит штрафстоянка, если машина припаркована там, где остановка запрещена и при этом создано препятствие для движения других транспортных средств. Пока не говорится о препятствиях для пешеходов, но, как заверяют в ГИБДД, все еще впереди.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ШТРАФАХ