Число жертв автомобильных аварий в России почти в шесть раз больше, чем в Германии

Количество автомобилей в России и Германии примерно одинаковое. А вот число жертв аварий у немцев почти в шесть раз меньше.

В чем же причина такой разницы? Ведь немцы, как известно, тоже любят гонять по своим автобанам. Помогают ли им уменьшать число аварий хорошие дороги, надежные автомобили или причина в особом стиле вождения?

Какой немец не любит быстрой езды!

Одна из особенностей национального вождения в России и Германии особенно заметна с высоты. Когда самолет в Берлине или Москве заходит на посадку, когда становятся видны городские улицы, сразу бросается в глаза и разница между стилями езды. Немцы движутся по дорогам четко в своих полосах, не нарушая их границ. Потому машины выглядят сверху ровными цепочками разноцветных бус. В России же бусы-автомобили беспорядочно рассыпаны по асфальту. Водители несутся без всякого уважения к ограничительным линиям.

Сама я машину не вожу, и потому могу совсем беспристрастно судить о происходящем на дорогах. Хотя бы по поведению водителей. Когда мой немецкий муж сидит за рулем в Германии, разговор наш то и дело прерывается чертыханием. Прислушавшись к репликам, можно подумать, все водители в Германии перестали соблюдать правила. Естественно, это только кажется. Просто там, где все соблюдают правила, сразу заметно и малейшее отхождение от них. Сам мой муж, который ни разу за многие годы не попал в аварию, признается: водить машину в России он бы не смог. Чего только не натерпелся он, бедняга, сидя пассажиром в такси с российскими бомбилами!

Однажды мы спешили на вокзал, водитель старался вовсю. Наш "жигуленок" вылетел на рельсы и едва проскочил перед идущим навстречу трамваем. По пути в консульство другой водитель поехал "против течения" по улице с односторонним движением. Еще один пытался обогнуть пробку по обочине, накренившись под углом сорок пять градусов... То, что мы остались живы, видится для моего мужа чистой случайностью.

Эх, дороги...

В Москве нас часто возит опытный таксист по кличке Шумахер. В таксопарке его прозвали так, потому что в середине 1990-х он часто ездил на фурах в ФРГ. Сергей (так его зовут по-настоящему) с пиететом относится к стилю вождения немцев. Говорит: одно удовольствие было заезжать после российских дорог на аккуратный асфальт Германии, где все ездят аккуратно.

Однако и немцы тоже любят быструю езду. Особенно по скоростным автобанам между городами, где практически нет ограничений скорости. И, кстати, в отношении к этому  "практически" тоже проявляются национальные особенности вождения. Ограничения скорости на автобанах, конечно, есть - вблизи населенных пунктов и на опасных участках трассы. И муж моей московской подруги после недавнего путешествия на автомобиле через всю Германию поделился со мной: "Все эти рассказы про отсутствие скоростного режима - сказки. Я ехал все время то на 60, то на 100 километров, сплошные ограничения, замучился переключать скорость".

А вот немцы этих ограничений почти не замечают. Наверное, потому, что дисциплина на дороге у них уже в крови.

У нас в районе машинам предписано ездить не выше 30 км/час. И жители не только не пытаются превысить скорость, а закипают, если кто-то осмелится пронестись со скоростью 50 км.

Мои гости из Москвы все пытали нас, в чем причина такой поголовной дисциплины. Микрочипы у немцев в головах какие, что ли? Просто жители Германии привыкли к неизменному порядку, который долгие годы поддерживается за счет высоких штрафов и неподкупных полицейских.

Ни одному немцу не придет в голову совать стражу порядка купюры. Тот же дорожный полицейский сразу задержит его за попытку подкупа.

И немцы не понимают, что движет русскими водителями: кураж, адреналин, смелость? Наверное, все это вместе плюс совсем другое восприятие ценности жизни.

Кстати

Стойкое непонимание у моего мужа вызывают иконы, покрывающие панели российских автомобилей, водители которых даже не пристегнуты ремнями.

Такая безалаберность просто вводит его в шок. Так же, как и привычка набиваться в одну небольшую машину, как недавно было с моими липецкими знакомыми. На дачу мы собирались в пятиместной машине - пять взрослых и два маленьких ребенка, в том числе и мой. На предложение вытащить из багажника детское сиденье и ехать в два приема они отмахнулись: мол, ничего не случится. Хотите верьте - хотите нет: в Германии такое исключено. При слове "дети" у немцев в голове будто включаются дополнительные защитные механизмы. Посадить ребенка в железный, двигающийся с громадной скоростью ящик без детского сиденья ни один нормальный немец не решится.

Буду рада вашим мнениям и предложениям, которые вы можете направлять мне по электронному адресу: rose@rg.ru, или по обычной почте: Anna Rose, Ilsensteinweg 3g , 14129, Berlin.