Московские власти намерены за два года решить проблему с парковками

Уточняя в очередной раз план борьбы с пробками, мэр Москвы Сергей Собянин недавно напомнил, что каждый автовладелец должен иметь в Москве по три парковки: дома, на работе и в общественном месте, приезжая, например, в поликлинику, торговый центр или театр.

Увы! Пока же у горожан нет и по одной: обеспеченность автомобилей местами хранения в столице составляет 29,1 процента. Иными словами, 2 миллиона машин из трех, или две трети, не имеют возможности парковаться в специально отведенных местах.

Первый шаг сделан с "Планерной"

Генеральным планом развития столицы предполагалось ликвидировать дефицит до 2025 года. Но новый градоначальник так долго ждать не намерен. На решение вопроса он отвел пять лет. Но в течение двух ближайших, по его словам, в городе должны быть заложены основы цивилизованного парковочного пространства.

Сергея Собянина понять можно. Ведь все беспрецедентные меры по вызволению столицы из пробок (а в этом году на решение транспортной проблемы выделено 200 миллиардов рублей, или вдвое больше обычного) теряют смысл без автостоянок. Ведь где в таком случае все автомобили оказываются - на проезжей части дорог. "Мы видим, как улицы сужены как минимум на две полосы, - заметил мэр. - Это серьезный резерв для облегчения дорожной ситуации".

В городском бюджете текущего года на строительство гаражей и паркингов заложено 7 миллиардов рублей. А в минувшую субботу произошло и весьма обнадеживающее событие - на станции метро "Планерная" открылся первый в столице транспортно-пересадочный узел. Такой, какой москвичи прежде могли видеть в Париже, Лондоне и других мегаполисах мира. Теперь, доехав сюда на автомобиле из Подмосковья, можно не толкаться в пробках к центру города, а оставить его в паркинге. Самому же на подземке отправиться на работу.

Паркинг на 600 мест, поверьте корреспонденту "РГ", обследовавшему его, отличный! Светлый, просторный, а главное - теплый. Оставив машину здесь зимой даже на целый день, владельцу не придется впустую жечь бензин, чтобы прогреть салон, прежде чем отправиться в дорогу.

"Этот узел был заложен еще в 2005 году, - рассказал "РГ" префект Северо-Западного административного округа Виктор Дамурчиев. - А построили его за несколько месяцев. Что мешало раньше? Да погрязли в согласованиях. А тут разом решили все вопросы! Если дело так пойдет и дальше, месяцев за десять построим и вторую очередь на 1200 машино-мест, а затем и третью".

Готовы окружные власти северо-запада столицы построить такие же ТПУ и возле станций метро "Тушинская" и "Митино" по 1200-1500 машино-мест каждый. То есть в тех самых окраинных точках, куда всегда стекается самый большой поток пассажиров и где спрос на машино-места гарантирован. Это не перехватывающая парковка на Крестьянской Заставе или площади Гагарина, до которых человек пилит час-другой с МКАД в заторах, а потом, уже в 10 минутах от центра, ему предлагают пересесть на автобус или подземку.

Вопрос лишь в том, по карману ли эти паркинги окажутся простому москвичу на авто экономкласса? Представитель префектуры сообщил "РГ", что плата в них планируется не дороже 50 рублей за час. Но Сергей Собянин предложил другой вариант: "Давайте подумаем, может быть, сделаем парковку в течение десяти часов бесплатной. И тогда можно быть уверенными в том, что приезжающие в Москву действительно оставят машины и пересядут на общественный транспорт".

Учитывать взаимный интерес бизнеса (ТПУ построен на средства инвестора) и города мэр призвал и при строительстве будущих транспортно-пересадочных узлов. Планируется, что в Москве будет построено еще 40 таких ТПУ, документация на первые пять из которых: в Ясенево, у станций метро "Пятницкая", "Новокосино", "Жулебино" и "Водный стадион", как сообщил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, находится уже на выходе. По мнению Сергея Собянина, еще 10 таких траспортно-пересадочных узлов следует построить в Подмосковье, чтобы автобусы оттуда вообще не заходили в столицу. Для удобства же пассажиров ветки метро планируется продлить за МКАД. В частности, первый такой ТПУ предполагается построить в Котельниках вместе со станцией подземки, чтобы перехватить транспортный поток с Волгоградки. Итого - 50 ТПУ. Даже если в каждом из них будет по тысяче машино-мест, то это прибавит столице как минимум 50 тысяч машино-мест в паркингах.

Гробы не предлагать

А что же с обещанным "Народным гаражом"? После того как Контрольно-счетная палата опубликовала результаты проверки, на основании которых журналисты сделали вывод, что программа провалилась, этот вопрос читатели "РГ" задают особенно часто. Руководитель ГУП "Дирекция гаражного строительства" Анатолий Мишанов с такой оценкой не согласен.

- Программа "Народный гараж" стартовала в сентябре 2009 года, - напомнил он корреспонденту "РГ". - За минувшие год и три месяца построено 92 гаража на 33, 4 тысячи мест общей площадью 1,1 миллиона квадратных метров. Продана из них сейчас 21 тысяча машино-мест, что составляет 63 процента.

Проблемы, конечно же, есть, не отрицает он. Прежде всего префектуры нередко относились к подбору земельных участков под "народные гаражи" достаточно формально. Понятное дело, что на паркинги, расположенные вне зоны шаговой доступности, спроса нет - кто потащится за тридевять земель за машиной, если ее можно поставить под окном квартиры? Там же, где гаражи построены с умом, их разбирают как горячие пирожки и вопрос о том, дорого или дешево - цена 350 тысяч рублей за машино-место, не встает. Автовладельцы же видят, что такие же коммерческие паркинги стоят в два и более раза дороже. Правда, недоумевают многие, неужели архитекторы не могут вместо унылых бетонных коробок предложить более интересные формы паркингов? "Надо подходить творчески к каждой территории, каждому двору, - поддерживает горожан и Сергей Собянин. - А не лепить везде страшные "гробы"! Испохабить город очень просто, а что потом со всем этим делать?"

В целом же программа "Народный гараж" органично вошла в программу первоочередных мероприятий по транспортному развитию города. В ней записано, что в 2011 году должно быть построено 130 "Народных гаражей" во всех округах общей емкостью на 49 685 машино-мест, а в 2012 году - 140 на 54 934 машино-места. Этот план вывешен на сайте правительства Москвы. Как ни странно, планы "Дирекции гаражного строительства", которой он и адресован, не совпадают с планами правительства Москвы, они у нее значительно меньшие. В пресс-релизе, представленном "РГ", говорится, что в 2011 году по программе "Народный гараж" предполагается построить всего 84 объекта на 28 132 машино-места, а в 2012-м - 118 на 41 064 машино-места. То есть более чем 35 тысяч машино-мест москвичам, похоже, в очередной раз пытаются недодать.

Как говорилось на оперативном совещании у мэра в конце прошлой недели, с приходом тепла начнется сооружение 590 заездных карманов, расширение 366 дорог и строительство 913 парковок. Город выделил на это 12 миллиардов рублей. Активно этой работой занимаются в Западном, Восточном, Северном и Северо-Восточном округах. Сложнее всего ситуация в Центральном округе, где нашли места пока лишь для единственной парковки площадью 130 квадратных метров. "Этого совершенно недостаточно", - заявил Сергей Собянин и потребовал, усилить работу, о результатах которой еженедельно докладывать ему.

Кстати

Как свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ, среди мер, предпринимаемых Сергеем Собяниным, наиболее эффективными москвичи считают предложения по замене наземных пешеходных переходов на широких трассах подземными или надземными (89%), а также запрет на строительство торговых центров или рынков без подъездов к ним и парковок (87%).