Сельскому предпринимателю удалось "прибрать к рукам" важную паромную переправу в Якутии
Сельский предприниматель разместил на сайте официального информагентства Якутии извещение об открытии первой в республике платной дороги. Ознакомившись с расценками, водители вздрогнули, а прокуроры развели руками: собственник, имеет право.
Чтобы проехать четыре километра по этой грунтовке, водителям легковушек и внедорожников придется выкладывать по 60 - 80 рублей, а владельцам грузовиков - до 800. И ведь будут раскошеливаться. Потому что приватизированная предпринимателем дорога ведет к оживленной паромной переправе через реку Лену, связывающей левобережье Якутии со всем остальным миром.
Житель села Качикатцы Михаил Терентьев начал подбираться к этой переправе издалека. Имея в собственности небольшой паром, в конце прошлого века он организовал ассоциацию перевозчиков. Из двадцати с лишним паромщиков, работавших на линии Качикатцы - Мохсоголлох, в нее вступили лишь трое, не считая организатора, да и те вскоре вышли из объединения.
Однако Михаил Романович, оставшийся единственным членом ассоциации, в уныние не впал и объявил, что отныне он станет заниматься организацией переправы, а остальные будут ему платить.
- Если бы хоть кто-то вовремя спохватился, его можно было остановить, - не скрывают досады в транспортной прокуратуре. - Но в те годы на него смотрели, как на деревенского чудака: виданное ли дело, чтобы подмять под себя важную транспортную коммуникацию рядом с Якутском...
Но Терентьев это смог. В транспортной прокуратуре поясняют: все сделано благодаря созданной им ассоциации. Именно ей сельская администрация, стесненная в средствах, выделила в аренду берег реки, чтобы объединение перевозчиков навело порядок на переправе. Затем он успешно воспользовался неграмотностью некоторых госслужащих... Так, шаг за шагом, он забрал все в свои руки. А когда спохватились районная власть и правоохранительные органы, выяснилось, что перед ними уже добропорядочный владелец крупной собственности.
Судя по документам, Терентьев шел к цели шаг за шагом. Для начала он продавил в местной администрации выделение земли, примыкающей к переправе, для нужд ассоциации, представленной им в единственном числе. А поскольку 20-метровая береговая линия - это федеральная собственность, которую никто не вправе отчуждать, объявил берег причалом. Составил акты работ по строительству этого объекта и заверил их подписями всех, кому было не лень поставить закорючку, вплоть до представителей давно канувшей в Лету партии "Евразия".
Не было под актами только подписей государственных функционеров. Но в республиканском БТИ подобная мелочь никого не смутила. Когда Терентьев принес в это учреждение пакет экзотических документов, ему безропотно офрмили техпаспорт на причал.
Впоследствии сотрудница БТИ рассказала в суде, как проводилось обследование объекта. Терентьев привез ее на пустынный берег реки и показал: вот тут у нас причал, а вон там речное дно, подготовленное к приему судов. Таких пояснений оказалось достаточно.
С техпаспортом на руках предприниматель без проблем оформил свидетельство о регистрации частной собственности - кусочка федерального берега, превратившегося в гидротехническое сооружение. И начал доить паромщиков. Не своими руками - сдал причал в аренду аж на 49 лет.
Арендатор потребовал с судовладельцев 30 процентов выручки, нанял частное охранное предприятие и запретил кому-либо приставать к берегу бесплатно. Около 10 дней паромщики простаивали, но отказывались платить. Однако перспектива остаться без работы на все лето сломила их боевой дух, и они сдались. Правда, параллельно написали заявления в правоохранительные органы, и в 2006 году арендатора осудили за самоуправство.
Уголовный процесс не остудил Михаила Романовича. Более того, он положил глаз и на соседнюю паромную переправу, расположенную в 10 километрах ниже по течению. Пошел в сельскую администрацию, и та делегировала ему права, которых и сама не имела - разрешать или запрещать причаливание судов и даже штрафовать нарушителей запрета. Как сообщили в транспортной прокуратуре, местная власть купилась на деньги - предприниматель пообещал делиться доходами с небогатым сельским бюджетом.
Получив индульгенцию от сельского главы, Терентьев стал активно регулировать движение и собирать деньги с судовладельцев. Дорегулировался до того, что в 2009 году его тоже осудили за самоуправство. Но и это лишь слегка огорчило комбинатора. После этого он подошел к переправе с суши. Оказывается, в начале 2000-х его "ассоциация" приобрела в собственность еще и единственную грунтовку, проложенную сюда в советские годы. В 2009-м он понял, что настало время вытаскивать из рукава этот козырь. Оформил акт купли-продажи дороги, перерегистрировал ее на себя и супругу и... установил
таксу за проезд.
- Человек пытается найти лазейки, чтобы собирать дань с водителей, - заявил "РГ" первый заместитель главы администрации Хангаласского района Гавриил Алексеев. - Мы будем оспаривать это в суде.
- Сейчас можно сколько угодно говорить о сомнительности сделок, - говорит транспортный прокурор. - Но сроки исковой давности пропущены. Надо честно признать: все, кто должен был своевременно отреагировать на приватизацию переправы, проспали. Мы выиграли два уголовных процесса, но штрафы за самоуправство - это формальные победы. Реально он положил государство на лопатки, поскольку остается собственником.
Тупик. Правда, рядом с Качикатской есть еще одна переправа, но она зависит от уровней воды в реке, да и пропускная способность ее невысока. В 100 километрах ниже по течению действует третья, но чтобы пользоваться ею, водителям надо делать двухсоткилометровый крюк...
Вместе с извещением об открытии платной дороги к переправе Терентьев опубликовал номер контактного телефона. На звонок ответил человек, представившийся директором предприятия Михаилом Васильевичем.
- Я не понимаю, чего они к нам привязались, - жизнерадостно сообщил он. - Не спорю, в прошлом были допущены ошибки, но мы их исправляем. Усиленно изучаем законодательство. К примеру, никто уже не будет запрещать паромам причаливать, мы просто станем фиксировать это, а потом будем взыскивать деньги через суд. Прецедент создали - недавно Арбитражный суд обязал одного паромщика выплатить все до копеечки. Ну а что дорогу платной сделали - так частная ведь.
Согласно российскому законодательству любая платная дорога должна иметь альтернативу, чтобы у пользователей была возможность выбрать: ехать по платной или бесплатной трассе, сказал "РГ" пресс-секретарь Росавтодора Андрей Меньшов. Если говорить о частных дорогах, то при присоединении их к региональной дорожной сети разрешения необходимо получать у властей субъекта. Выход же на федеральную трассу можно получить, обратившись в Росавтодор. Как отметили "РГ" эксперты дорожной отрасли, если местная власть не попытается исправить ситуацию, то этим могут заняться сами жители методами, к сожалению, далекими от закона.