64-й Каннский фестиваль завершился. Фильм Андрея Звягинцева "Елена" взял Приз жюри в конкурсе "Особый взгляд". Этим фильмом режиссер вошел в число крупнейших мастеров международного уровня.
Классически ясная драматургия фильма касается актуальных проблем общественной психологии и содержит в себе ее исчерпывающий анализ (сценарий Олега Негина и Андрея Звягинцева). Режиссер ушел от притчеобразных вневременных сюжетов и жестко привязал действие к нашим дням и к конкретному городу Москве. В этом городе, как и в сегодняшней жизни, сосуществуют два мира. Первый представлен Владимиром, героем Андрея Смирнова. Богатая квартира, отрегулированный, прагматично разумный образ жизни - бизнесмен-трудоголик или крупный чиновник старой школы. Года два назад он снова женился - на медсестре, которая ухаживала за ним в больнице. Надежда Маркина играет женщину преданную, умную и, кажется, верную, готовую ухаживать за мужем до смерти - она его любит. А второй мир - подмосковный городок, где живет с семьей ее сын от первого брака Сергей. Контраст обстановки и стиля жизни заставит предположить в фильме социальные мотивы, но авторов интересует психологический уклад двух миров.
Елена упрекает мужа в том, что его интересуют только деньги - он действительно ценит заработанное. Сына Елены Сергея тоже интересуют деньги: они нужны для быстро растущего семейства и для того, чтобы отмазать старшенького от армии. Но зарабатывать он не умеет. Поэтому Сергея интересуют деньги не свои, а Владимира.
Это и есть главная тема фильма: он фиксирует появление нового типа соотечественников. Над ними уже нет советской системы плеток, которая заставляла их учиться и двигаться по жизни, а новая реальность развратила их культом легких денег, не предложив никаких к ним путей, кроме криминальных. Такой тип известен каждому, чьи дети, внуки, племянники в массовом порядке бросают школу и существуют без амбиций и планов на жизнь. Это новое "потерянное поколение" уже дает о себе знать заметным поглупением еще недавно великолепно образованной страны и ее быстрым впадением в пучину невежества. Все эти обстоятельства мимоходом отражены в фильме, они создают ощущение культурного вакуума. Кажется, что режиссер рисует нам узнаваемую среду, - на самом деле он коллекционирует в кадре приметы, формирующие два типа психологии. Он доводит свой художественный язык до пределов лаконизма - фильм свободен от "информационного шума", который так полюбило наше кино. В нем "если на стенке висит ружье, оно в финале выстрелит".
Фильм уходит корнями в русскую историю, отрефлексированную Чеховым в "Вишневом саде". Только на месте Раневских теперь Лопахин: он, прагматик и трудяга, кажется аристократом духа по сравнению с кадаврами, умеющими только пить и жрать. Андрей Смирнов в роли Владимира играет личность в лучших традициях психологического кино, когда понимание сущности героя приходит к зрителю, минуя его сознание, - от интонации, погасшего взгляда, нежданной нежности. А внешне - современный Каренин, прагматик и сухарь. Поэтому так больно, когда любовно выстроенный им уклад новые варвары легко разрушат и смачно сплюнут с балкона, как в 1917-м сплевывали вслед сброшенному из окна роялю Рахманинова. И на его одеяле будет извиваться младенец кадавра, как личинка страшноватого завтра.
Нам больно потому, что красиво обустроенный мир кадавры тут же превратят в привычный им свинарник. И потому, что они обделены базовыми человеческими качествами, - общество, состоящее из них, не имеет будущего.
...Чем запомнится 64-й Канн? Как всегда, он до предела обострил споры идейные и эстетические. Были две персоны, мнения о которых разлетелись по крайностям, - датчанин Триер и американец Малик: по их поводу звучали определения "гений", "великий". Половина фестиваля это яростно утверждала, другая - яростно отрицала. Лагеря "триеристов" и "маликистов" были готовы идти друг на друга войной. На этой почве переставали здороваться друзья и становились друзьями незнакомцы.
Разгорались споры: все ли позволено гению? Шутки Триера по поводу Гитлера, Израиля и наци сделали ему рекламу, приковали к фильму интерес, но обошлись ему дорого: фильм отказались покупать немцы (не хотят, чтобы их отождествляли с наци), и самый большой кинорынок мира - американский - закрыл для Триера двери. Мировая печать в основном поддерживает решение Канна объявить Триера "персоной нон грата". Наша печать этим решением в основном возмущена, обвиняет и Канн и мир в отсутствии чувства юмора. Сама трактовка чувства юмора становится барометром политической брезгливости.
Часто звучало слово "провокация", адресованное наиболее вызывающим лентам "Без сатаны" Брюно Дюмона, "Меланхолия" Ларса фон Триера. Провоцировать эмоции и споры, т.е. заставлять зрителя чувствовать и думать, - одна из задач кино, но мнения расходились в ключевом вопросе: все ли средства хороши?
Если считать, что кино отражает круг тревог современного мира, то темой года становится педофилия: насилию над подростками, нерадивым отцам и брошенным детям посвящено как никогда много лент: "Polisse", "Михаэль", "Спящая красавица", "Моя маленькая принцесса"... Канн явил также ностальгию по "золотому веку" кино с его ясно прописанной драматургией, ритмическим богатством и яркими актерскими работами. Фильмов, играющих в старые киножанры, было немного, но они встретили самый горячий отклик зала: "Гавр" Каурисмяки, "Артист" Хазанавичюса, "Кожа, в которой мы обитаем" Альмодовара.
Много нареканий вызвал отбор лент в конкурс. В самом престижном соревновании мира было так много рядовых картин ("Спящая красавица", "Михаэль", "Драйв", "Источник"...) что возникал вопрос - почему на Олимп не пустили таких сильных режиссеров, как Гас Ван Сэнт, Ким Ки-дук и Андрей Звягинцев: их фильмы, показанные в "Особом взгляде", на голову выше иных конкурсных. При таком изобилии посредственных лент жюри поставлено в условия, когда лауреатов за него кто-то уже выбрал и расчистил им дорогу к фестивальным призам.
Призы 64-го Каннского международного кинофестиваля
Главный конкурс:
"Золотая пальмовая ветвь" - "Древо жизни", режиссер - Терренс Малик (США);
Гран-при - "Однажды в Анатолии", режиссер - Нури Билге Джейлан; "Мальчик на велосипеде", режиссеры -братья Дарденн.
Приз за режиссуру - Николас Виндинг Рефн (фильм "Драйв", Дания);
Лучшая мужская роль - Жан Дюжарден (в фильме "Артист", Франция);
Лучшая женская роль - Кирстен Данст (в фильме "Меланхолия", режиссер - Ларс фон Триер, Дания);
Лучший сценарий - "Примечание", режиссер - Йоссеф Седар (Израиль);
Приз жюри - "Polisse", режиссер - Майвенн Ле Беско (Франция);
Премия ФИПРЕССИ - "Гавр", режиссер - Аки Каурисмяки (Финляндия).
"Особый взгляд":
Приз "Особого взгляда" - "Ариранг" (реж. - Ким Ки-дук); "Остановка в пути" (реж. - Андреас Дрезен).
Приз жюри - "Елена" (реж. - Андрей Звягинцев)