Текущий 2011 год является "ударным" по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. В этом году начаты работы III тура проведения земельно-оценочных работ земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с планами Росреестра работы по этой первой по Земельному кодексу РФ и важнейшей с точки зрения продовольственной безопасности России категории земель намечено выполнять в 72 субъектах РФ. На сегодняшний день работы проводятся уже в нескольких субъектах РФ.
Одновременно с этим начаты работы и по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости. Это гораздо более ответственная с точки зрения анализа объективности полученных результатов работа. Ее результаты, их справедливость и обоснованность, сопоставимость стоимости объектов недвижимости с различными характеристиками между собой, на основе которых будет формироваться налогообложение, станут еще более болезненными для граждан, чем неточности и ошибки земельного налогообложения.
Результатом справедливой оценки станет сохранение, во-первых, стабильности в обществе, что на сегодняшний день, возможно, самое главное, и, во-вторых, надежное и устойчивое наполнение местных бюджетов.
Причины для новой оценки вызваны сразу несколькими факторами. Во-первых, с момента проведения предыдущего тура оценки прошло 5 лет - максимальный законодательно допустимый срок действия показателей оценки без их актуализации. Во-вторых, показатели кадастровой стоимости земель по объектам оценки за прошедший период утратили свою актуальность. И, наконец, приказом минэкономразвития (N 445 от 20.09.2010) приняты новые Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельхозназначения.
Новые Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения имеют ряд существенных отличий. Так, в организационно-методическом плане вместо двухэтапной организации работ: субъект РФ - земельный участок предложен одноэтапный подход - только земельный участок. В методологическом плане вместо анализа фактических данных за последние годы об урожайности культур и затратах на их возделывание справедливо предлагается использование показателей нормативной продуктивности (исходя из свойств почв) и нормативных затрат, получаемых на основе технологических карт. Нормативные показатели продуктивности и затрат используются также в Методических рекомендациях по определению рыночной стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Определение наилучшего и наиболее эффективного использования земельного участка по текущему виду землепользования - создания оптимального севооборота на основе возможного (по агроклиматическим параметрам) перечня выращиваемых сельскохозяйственных культур с учетом максимальной доходности и при условии соблюдения экологических требований. Эти и многие другие нововведения в методических подходах сопровождаются коренными изменениями в технологии выполнения земельно-оценочных работ. В III туре оценки исполнители работ не обеспечиваются, как это происходило ранее, централизованно разработанными Техническими указаниями, Специальным программным обеспечением, Типовой структурой Отчета об оценке и другими необходимыми нормативно-методическими материалами, а вынуждены разрабатывать их самостоятельно.
При этом позиция минэкономразвития и Росреестра заключается в том, что каждая саморегулируемая организация оценщиков вправе разрабатывать и использовать свои технические указания и программные продукты или проводить расчеты без них.
В методических указаниях нет однозначных требований к порядку определения рыночных (прогнозных) цен реализации сельскохозяйственных культур, расчета прибыли предпринимателя и коэффициента капитализации. Такие требования должны быть четко и однозначно определены.
Для целей практической реализации Методических указаний некоммерческим партнерством "Кадастр-оценка" разработаны и утверждены (протокол правления N 29 от 27.12.2010 года) Технические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Они детализируют положения Методических указаний и формируют механизм их практической реализации.
Несколько слов о качестве выполнения работ. Качество результатов государственной кадастровой оценки свидетельствует об уровне и эффективности государственного управления этим видом деятельности. Результаты этой работы затрагивают интересы миллионов россиян, всех собственников земель, землевладельцев и землепользователей, формируют у них представление о государстве, насколько оно справедливо или несправедливо распределяет налоговое бремя между своими гражданами.
К сожалению, эта ответственность еще не осознана в полной мере ни заказчиками работ, выступающими от имени государства, ни большинством представителей оценочного сообщества и в первую очередь оценщиками, имеющими отношение к выполнению массовой оценки. При этом к настоящему времени значительно возросла и сама "цена вопроса" по сравнению с периодом начала выполнения работ. Так, если объем земельных платежей в целом по РФ в 2000 году составлял 24,7 млрд руб., в 2005 году - 48,5, то в 2010 году (по данным ФНС) уже 115 млрд руб. Таким образом, объем земельных платежей удваивается через каждые 5 лет. За прошедшие 10 лет земельные платежи выросли в 4,6 раза, и на сегодняшний день они полностью определяются результатами государственной кадастровой оценки земель. Поэтому и "цена ошибки" кадастрового оценщика либо других участников этой деятельности также многократно возросла.
Петр Сапожников, президент НП "Кадастр-оценка", доктор с.-х. наук